Буллинг в детской среде обсудили на декаде психологии в Губкинском
Сегодня в Губкинском завершается декада психологии. Её посвятили буллингу, а проще говоря, травле. Такое нередко случается в детских и подростковых коллективах. Специалисты развеяли мифы, рассмотрели конкретные примеры, а также способы направить бурлящую энергию в мирное русло.
В переводе с английского «bully» означает «бычок», так в западных странах называют малолетних хулиганов. Педагоги говорят, что вопрос взаимоотношений в подростковой среде актуален всегда.
Инзиля Шарипова – и. о. начальника отдела дошкольного, общего и дополнительного образования администрации Губкинского:«Если ребёнок столкнётся с насилием в школе, то это наложит отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Ребёнок закрывается, замыкается, перестаёт общаться, у него снижается успеваемость, и он редко очень обращается к взрослым со своей проблемой. Если в семье нет доверительных отношений, ребёнок не пойдёт к родителям. Очень важно в этот момент подключение психолога. И если от родителей ребёнок не получит помощь, то я надеюсь, что он получит её от вас!»
Место встречи – пятая школа. Сначала – теоретическая часть. Учителя, психологи и социальные педагоги заслушали доклады, в том числе, об основных мифах, связанных с буллингом. К примеру, что травля характерна только для средних классов, или что она возникает в классе у слабого педагога.
Алфиза Хабирова – социальный педагог СКОШ: «Исследования вновь и вновь подтверждают, что в любой школе и у любого учителя может обнаружиться факты травли, провокации, физическое и эмоциональное давление, как среди сверстников, так и в отношениях ученика с учителем. Все факты насилия должны быть обязательно рассмотрены педагогическим коллективом!»
После теории – работа на площадках! В первой аудитории разбирают конфликтные ситуации из реальной педагогической практики. К примеру, в классе ученики стали дразнить новенькую за необычное, по их мнению, имя.
Джамиля Халитова – педагог-психолог школы №1: «Сначала Айгуль не обращает внимания, и с ней все же общаются, но вскоре это её начинает раздражать. Она просит ребят перестать так, говорить, но они считают это смешным. В конце концов, Айгуль срывается и толкает одного из зачинщиков. Её вызывают к директору, где она объясняет, что её оскорбили одноклассники. Директор наказывает ребят, и все теперь на Айгуль злятся и говорят, что она – лишняя в их классе».
Участники делятся на группы как стороны конфликта – агрессор, жертва, наблюдатели. Озвучивают ситуацию со своей точки зрения, а после находят способ, как этого избежать. В данном случае можно провести классный час, посвящённый необычным именам, разобрать их значение и дать задание ученикам найти в своей семье примеры таких имён.
Венера Ахметшина – педагог-психолог СКОШ: «Возможно, услышав имена своих детей, своих бабушек, дедушек, поняв, что там были тоже необычные, они поймут, что так вести себя нельзя, не стоит! Эта ситуация с именем «Айгуль». Это очень красивое татаро-башкирское имя, обозначает «Лунный цветок». Если это объяснить детям, то возможно, они относились бы по-другому».
В аудитории по соседству педагоги заняты психологическими играми, которые помогут снять напряжение и агрессию. Для ребят помладше отлично подойдёт лепка, а старшим можно предложить игру в снежки из скомканной бумаги!
Татьяна Копнина – педагог-психолог школы №7:«Мы использовали разнообразные игры, и в конце наша рефлексия «Подари улыбку соседу!» позволила понять, что педагоги очень эмоционально и активно провели время на нашем мастер-классе, и многие сказали, что будут использовать приёмы в работе с детьми».
Организаторы говорят, для детских педагогов и психологов в меню декады много полезного и интересного!
Джамиля Халитова – педагог-психолог школы №1: «В течение недели также коллеги будут давать открытые мероприятия в рамках заявленной темы, это будут мероприятия, как для классных руководителей, так и воспитателей дошкольных учреждений. Мы запланировали мероприятия отдельно для психологов и соцпедагогов, для их профессионального роста и компетентности в данном вопросе».
Завершится декада психологии в эту пятницу 4 декабря. Тогда же педагоги подведут итоги совместной работы. Главным результатом должен стать доброжелательный микроклимат в детских коллективах.