Top.Mail.Ru
Мощь и гордость: краткая история появления ледокола в России | Ямал-Медиа
0°C
Салехард
08 января 2021, 08:00

Мощь и гордость: краткая история появления ледокола в России

Мощь и гордость: краткая история появления ледокола в России

Михаил Бритнев и «перерождение» парохода «Пайлот»

Пётр I привёз в Российскую империю морское дело из Голландии и Англии. Благодаря ему в нашем языке появилось множество новых слов, включая и морские термины. Одним из них было немецкое слово Eisbreher и английское icebreaker. В сущности, есть их русский аналог, буквально калька – «ледокол». Ему мы обязаны кронштадтскому городскому главе, судовладельцу и судостроителю Михаилу Бритневу.

Путь в Кронштадт пролегал по Финскому заливу. Сто двадцать дней в году он покрыт льдом. Зимой в город можно было попасть на санях, а в остальное время года, когда лёд тонок? Тогда сообщение практически полностью приостанавливалось.

Однако Бритнев был не из тех, кто так легко сдается. Он слыл начитанным и хорошо знал историю, и благодаря ей решил перенять опыт жителей русского Севера – поморов, которые ходили по арктическим морям на деревянных суднах. Обводы корпуса в носовой части образовывали острый угол до 30 градусов. Это впечатлило предпринимателя, и он приказал переделать носовую часть своего парохода «Пайлот» по аналогии с судном поморов. И вот, 25 апреля 1864 года, Бритнев отправился в путь. То есть, гораздо раньше обычного начала навигации. Ломая подтаявший лед, изобретатель прошел из Кронштадта в Ораниенбаум. Тогда Бритнев получил немалый дополнительный доход, ведь до него никто не осмеливался выйти в плавание в столь раннее время! Но как же действовал обновлённый «Пайлот»? Очень просто. Судно, подобно ледяным саням, взбиралось на ледовое поле, проламывая его своим весом. Позже Бритнев модернизировал и второй свой пароход – «Бой». Это стало «вторым дыханием» для обоих судов, которые верой и правдой отслужили в питерских водах почти четверть века. На них был отработан способ прохождения ледовых полей – сегодня его применяют все ледоколы, даже атомные.

Умы промышленников не уставали восхищаться разработкой русского предпринимателя. В 1871 году к нему обратились специалисты из Гамбурга. В то время морозы сковали все северные порты, судоходство практически прекратилось. Медлить было невыгодно. И вот Бритнев получает предложения. Он продает чертежи переоборудованного «Пайлота» за немыслимую тогда сумму – 300 рублей. По схемам позже возведут первый заграничный ледокол Eisbreher I. Конструкция этого корабля будет пользоваться невероятным спросом во всем мире.

Так идея одного предпринимателя изменила ход истории. Позже к опыту Бритнева обратился российский флотоводец и океанолог адмирал Степан Макаров. Он использовал идею соотечественника во время строительства первого линейного ледокола «Ермак». Это судно сыграет серьезную роль в освоении Арктики. Сам Макаров считал, что ни одна страна не заинтересована в ледоколах так, как Россия. Однако и этому было объяснение – ведь моря вокруг государства часто скованы льдом. Благодаря технике появилась возможность продолжать исследования и путешествия, не выжидая, когда же сойдет ледяной покров.

В 1898 году на воду был спущен «Ермак». Это случилось в английском Ньюкасле. Судно было построено по техническому заданию, разработанному под руководством Макарова, а поддержал его в этом нелегком деле сам Дмитрий Менделеев. С этого дня словосочетание «непреодолимое препятствие» в отношении льдов утратило свое значение. Северные льды больше не представляли преград. Однако и сладить с ними оказалось не так просто.

Что скрывается под «железной кожей»?

Во льдах судно подвергается боковому давлению, которое легко может раздавить его как скорлупу. Именно поэтому сечение корпуса ледокола делается в виде ореха или бочонка. Важно, чтобы ватерлиния находилась ниже самой широкой части – тогда льды, которые буквально стискивают ледокол, будут его выталкивать, но не смогут раздавить. Конечно, к этим кораблям применяются повышенные требования непотопляемости и прочности. Заглядывали ли вы хоть раз под утолщенную обшивку корабля? За ней скрывается целая система усиленных балок, включая стрингеры и шпангоуты. Также весь корпус ледокола делится водонепроницаемыми переборками на герметичные отсеки.

Ледокол тоже носит «пояс». Понимаете, о чем речь? В районе ватерлинии обшивка корабля усилена дополнительной полосой. Она и носит название «ледового пояса». А чтобы преодолевать сопротивление трения корпуса о лёд используется пневмоомывающее устройство. Оно прокачивает через мелкие отверстия в борту пузырьки воздуха.

И по сей день используется скос обводов корпуса в носовой части, который был применён Бритневым. Но сегодня заостряется не только «нос» корабля – форштевень, но и ахтерштевень, ведь двигаться судну во льдах приходится так называемым «челночным» способом, то есть вперед и назад.

Интересный факт: у ледокола «Ермак» было два гребных винта спереди и сзади. Эту схему подсмотрел адмирал Макаров у американских малых ледоколов, которые ходили по Великим озерам. Но при первом же столкновении со льдами выяснилось, что передний винт в высоких широтах – не помощник. Ледокол позже перестроили.

Конечно, ошибочно думать, что ледокол необходим исключительно для колки льда. Это его прямая обязанность, но в целом такой корабль можно сравнить с воинским подразделением, которое имеет свои средства и тактику для обороны и наступления. Почему? Да потому что для «наступления» у ледокола предусмотрена дифферентная система. Чтобы образно представить ее было легче, вообразите две цистерны – носовую и кормовую. Поочередно «заполните» их забортной водой. Изначально они соединялись между собой трубой, но позже каждая получила собственную помпу. И вот когда ледокол забирается на ледяное поле, он наполняет водой носовую цистерну и придает дополнительную динамику движению сверху вниз. Благодаря попеременному заполнению таких цистерн судно энергично раскачивается с носа на корму. Выкачивая воду из носовых цистерн и заполняя кормовые, ледокол гораздо быстрее возвращается на чистую воду и готов повторить атаку. Также эта система помогает раскачивать судно с борта на борт, поскольку с обеих сторон имеются точно такие же цистерны. Все эти нехитрые действия требуют от корабля энергонасыщенности. Поэтому долгое время ледоколы были не годны ни для чего, кроме как проводки судов. Причем все «внутренности» таких кораблей были заняты двигателем и запасом топлива.

А знаете ли вы, почему ледокол имеет широкую форму корпуса? Это создается специально, чтобы остающийся позади него канал был удобен для кораблей, идущих сзади. А вот длину судна для лучшей маневренности стремятся уменьшить.

Эволюция ледокола

Первые ледоколы были паровыми и имели котлы, которые работали на угле. Также они были оснащены паровыми установками. Уголь заполнял практически все свободное пространство в трюме. Обычно его хватало на 30 дней. Однако случалось и так, что посреди маршрута командир ледокола сообщал, что необходимо прекратить проводку и вернуться в порт для пополнения запасов топлива.

Позже появились дизельные ледоколы. Их силовые установки вращали роторы электрогенераторов, чтобы ток поступал на электромоторы, приводившие в движение гребной вал с винтом. Однако Арктика – сильная и своевольная территория, поэтому для ее покорения требовалась большая мощность ледокола. На смену дизельным пришли атомные. Их реакторы приводят в действие парогенераторы, а благодаря паровым турбинам обеспечивается работа электрогенераторов. В свою очередь, электромоторы «оживляют» гребные валы с винтами. Вместо угля в трюмах атомоходов хранятся мощные системы защиты от радиации.

«Табун» под железным ящиком

История ледоколов насчитывает уже более 140 лет. За это время в конструкции корабля произошли значительные изменения. В первую очередь, выросла их мощность. Если двигатели «Ермака» имели 9,5 тысяч лошадиных сил, то вышедший в море спустя 50 лет дизель-электрический ледокол «Москва» – уже 22 тысячи лошадиных сил. А сегодня ледоколы и вовсе имеют мощность в 50 тысяч «лошадей», как например атомоход «Таймыр».

Дело ледокола – «пробить» полынью для идущих следом караванов танкеров и транспортных кораблей. Именно поэтому так важно, чтобы впереди шел мощный бронированный «ящик» с целым табуном «лошадей». Российский флот развивается, появляются все новые идеи и более модернизированные корабли. Но просторы Заполярья навсегда останутся в сердце человека и по-прежнему будут манить своими богатствами.


Загрузка...