Top.Mail.Ru
Почему на Севере бросают машины и жгут покрышки | Ямал-Медиа
0°C
Салехард
07 января 2021, 13:00

Почему на Севере бросают машины и жгут покрышки

Почему на Севере бросают машины и жгут покрышки

Что такое зимник?

Жизнь на Севере трудно представить без зимника. Он является неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры. Протяженность таких дорог в России составляет более 28 тысяч километров. В сезон 2019/2020 официально их было открыто 174.

Зимник – автомобильная дорога, которая эксплуатируется при отрицательных температурах в соответствующих погодных условиях. На Западе такое инженерное сооружение называют ледяная дорога, что также хорошо подчеркивает её особенности. Зимник может проходить прямо по льду рек и озер, находящихся на маршруте.

Как все началось?

Свою историю зимники ведут со времен Великой Отечественной войны, когда одним из наиболее трагически известных зимников стала Дорога жизни, которая проходила по Ладожскому озеру в блокадный Ленинград. Спасшая миллионы жизней отрезанных от продовольствия людей, она стала прообразом дорог, которые и сегодня также доставляют различные товары в самые труднодоступные места нашей страны.

Активное развитие автозимников началось в 1950-1960 годы вместе с освоением Советским Союзом Крайнего Севера и Восточной Сибири. Академия наук СССР разработала свод правил и норм для их строительства, которые действуют и по сей день.

Особенности автозимников

Жизнь на зимниках протекает вовсе не так легко, как на обычных дорогах. Строительство ледяной дороги, естественно, тоже отличается. Обустраивать автозимник начинают, когда толщина снега достигает 10 сантиметров.

«Для устройства зимника снег уплотняют и разгребают грейдерами, на реках намораживают ледовые переправы.  Их строительство ведут специалисты, которые устанавливают дорожные знаки, контрольно-пропускной пункт, разравнивают трассу зимника», – поясняет заместитель генерального директора АО «Ямалавтодор» Дмитрий Павлов.

Несмотря на такой обстоятельный подход к прокладке, не стоит забывать, что дорожное полотно состоит из снега. Не самый надежный материал для покрытия с точки зрения безопасного вождения. Одну только структуру такое дорожное полотно может менять несколько раз в зависимости от погодных условий. Японским ученым удалось выявить семьдесят разновидностей снега в России. Мокрый, рыхлый, липкий – все эти свойства качественно меняют подход водителей к способу движения по зимней дороге.

Стоит отметить, что передвигаться по зимникам удобнее в темное время суток. Это связано с особенностью рельефа. При свете фар за счет игры света и тени окружение приобретает явные конторы и очертания. Когда на улице светло снежная пустыня при длительном маршруте сливается в единое белое полотно и водитель может уйти на обочину. Что в, свою очередь, может привести к печальным последствиям, если вы на зимнике одни.

Это ведет нас к следующему очень важному правилу. Необходимо всегда иметь представление о местоположении других участников движения. Для этого каждые 50-100 километров организованы базы дорожной техники, которые поддерживают состояние зимника. На них водители отмечаются в специальных журналах учета транспорта, по аналогии с журналами на пропускных пунктах. Также нередко там присутствует комната отдыха для водителей и в обязательном порядке имеется радиосвязь, что позволяет составить картину о других автомобилистах на маршруте.

Большую опасность представляет собой ветер. Особенность автозимников состоит в том, что их чаще всего прокладывают по наиболее высоким точкам, так как там быстрее образуется необходимая толщина снега. В свою очередь, это приводит к тому, что дорога открыта к суровым северным ветрам. Метель не только значительно ухудшает видимость, но и существенно снижает потенциальную скорость движения автомобиля. Что может оказаться критически важным для прохождения препятствий. Например, перемёты – сугробы, которые под действием ветра образуются на дороге.

Главное правило при передвижении по зимнику: ни в коем случае не останавливать движение. Стоящий транспорт моментально заметет снегом, а пешком добраться, особенно в метель, практически нереально.

Некоторым водителям не везёт. Они серьёзно ломаются, и либо бросают своих верных «коней», либо остаются жить на дороге неделю-другую, пока им не привезут нужную деталь. Вся дорога на Бованенково усеяна следами былых поломок. То тут, то там проглядывают из-под снега порванные шины, отломанные рессоры, брошенные прицепы с проломанными бортами или вовсе покинутые автомобили, доживающие свой век где-то на просторах ледяной тундры.

Не редкостью являются истории, когда водителям, застрявшим на зимнике, для обогрева приходилось жечь покрышки. Они долго горят и хорошо дымят, что привлекает внимание с воздуха. Также для обогрева используют подручную бумагу, которой обматываются под одеждой, что позволяет дольше сохранять тепло. В подобных ситуациях нельзя давать спутникам заснуть, так как во сне не чувствуется холод и можно умереть от переохлаждения.

Техника на зимниках

Дороги на Крайнем Севере обязательно удивят вас изобилием колоритной техники. Обычные внедорожники в стандартной комплектации привычное дело для России. Однако без дополнительного оснащения в этих краях на них лучше не передвигаться на большие расстояния. Подготовленный автомобиль обязательно имеет лебедку, а также лифт подвески (увеличение дорожного просвета за счет подъема всего кузова путем модификации подвески) и кузова (подъем кузова над рамой с помощью дополнительных подставок). На таком транспорте можно проехать не только по зимнику, но и выехать с друзьями на рыбалку в тундру.

Не редкостью будет и самодельная техника, которая может представлять собой самые неожиданные модификации. Основная задача которой максимально приблизиться к трэколу или гусеничному тягачу.

Главной звездой внедорожников Крайнего Севера, безусловно, является уже упомянутый трэкол. Несмотря на то, что это название уже стало нарицательным, изначально оно происходит от слов «Транспорт Экологический» и является брендом одноименной компании. Все дело в том, что для таких вездеходов используются шины сверхнизкого давления, благодаря чему они могут передвигаться по тундре, не повреждая моховой покров. Трэколы бывают не только четырех, но и шести и даже восьмиколесные. Такая техника отличается высокой проходимостью и надежностью, что делает ее фаворитом у водителей Севера. Россия добилась серьезных успехов в производстве вездеходов этого типа и представлена сразу несколькими брендами известными по всему миру: ТРЭКОЛ, Хаски, Витязь, Русак и Шерп. Последний даже отметился в клипе у Канье Уэста https://yamal-region.tv/news/40291/. Стоит такой автомобиль не дёшево, покупателю придётся отдать не меньше 1,5 миллионов за новенький трэкол.

Последующую технику можно отнести скорее к специальной, хотя она нередко встречается и у частных лиц. Например, грузовики повышенной проходимости Урал различных моделей или гусеничные вездеходы. Встречаются гражданские варианты МТЛБ (многоцелевой транспортёр (тягач) лёгкий бронированный) самых разных моделей и модификаций.

Отдельно стоит выделить снегоходы. По очевидным причинам далеко на них не уедешь, однако местные жители легко преодолевают на них расстояния между поселками, прикрепляя сани и набиваясь по 5-7 человек. Для снегохода зимник не является обязательным условием для передвижения, поэтому на нем часто останавливают свой выбор охотники.

Будущее зимников

Только на Ямале на зимники каждый год приходится 741,4 километр дорог. При этом с апреля по декабрь протяжённость автомобильных трасс 1287 километров. То есть, зимой она вырастает в полтора раза.

Однако глобальное потепление вносит свои коррективы. С 2019 на 2020 на Крайнем Севере была аномально теплая зима. В среднем на 7-8 градусов выше климатической нормы. Результатом стало то, что большинство автозимников даже не были запущены в эксплуатацию. Например, дорога Аксарка - Салемал - Панаевск - Яр-Сале официально не открывалась в прошедшую зиму.

«К концу этого века зимы на Крайнем Севере могут быть теплее на десять градусов, а лето – на пять», – рассказал «Российской Газете» профессор, руководитель отдела взаимодействия океана и атмосферы Арктического и Антарктического НИИ Росгидромета Генрих Алексеев.

Такое изменение климата приведет к тому, что подавляющее число зимников будут работать со значительными ограничениями или не будут эксплуатироваться вообще. Это серьезно скажется на жизни людей. Многие жители Сибири и Крайнего Севера только благодаря зимникам могут свободно перемещаться и получать необходимые товары. Видимо, именно в Арктике раньше всего почувствуют последствия глобального потепления.


Загрузка...