http://Top.Mail.Ru
На Ямале продвигают введение в законодательство понятия кочевого образования | Ямал-Медиа
15 апреля 2021, 10:41 (обновлено: 30 июня 2021, 09:49)

На Ямале продвигают введение в законодательство понятия кочевого образования

На Ямале продвигают введение в законодательство понятия кочевого образования

На федеральном уровне обсуждают ямальскую инициативу о введении понятия кочевого образования. Как говорят авторы законопроекта, он значительно расширит возможности педагогов. Тему обсудили и на Арктическом образовательном форуме. На Ямале уже организовано 20 школ и детских садов в местах кочевий.

Трижды в неделю учитель начальных классов Надежда Неркаги ездит из Лаборовой в стойбище, чтобы преподавать трем маленьким тундровикам. Добираться нужно около получаса на снегоходе. Сорокаградусные морозы женщину не пугают.

Учительница вспоминает, как первый раз, в детстве, приехала в интернат: проснулась – а вместо родного чума вокруг стены и белый потолок. Северянка привыкла к этому достаточно быстро и продолжила учиться. Ямальский многопрофильный колледж она окончила 11 лет назад. Восемь лет назад, когда в округе заработали кочевые школы, педагог решила, что будет учить детей не только в классе, но и в чуме.

«Дети находятся рядом с родителями, в своей среде, в своей культуре, быте. Они занимаются в чуме у себя, мы используем как наглядный материал то, что им ближе: оленей, чум», – говорит Надежда Неркаги.

В округе система работает. Педагоги получают надбавку за выезды, за преподавание на родных языках. Но есть и неурегулированные детали – например. бензин покупают за свои. Полноценный отчет о командировке учителя и воспитатели смогут сдавать после принятия поправок в федеральное законодательство. Их разработали в округе. Руководитель окружного государственно-правового департамента Дмитрий Погорелый представил на Арктическом образовательном форуме документы, которые позволят закрепить понятие кочевых школ на уровне страны.

«Для нас первично понимание проблематики, особенностей региона, то, что у нас существует такая форма образования. Мы полагаем, что такой же инструментарий, такой же институт может быть создан и в других субъектах, в которых также проживают кочевники, и форма образования для них будет также востребована», – сказал Дмитрий Погорелый.

Ямальский опыт оценили и федеральные эксперты. Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре провел выездное заседание в Салехарде. Сенаторы обсуждали особенности реализации образовательных программ в кочевых школах. Председатель комитета Лилия Гумерова отмечала, что задача сохранения идентичности и самобытности коренных малочисленных народов особо значима.

«Тема кочевых школ очень важная. Сегодня мы с коллегами еще раз сверяли часы и понимаем, что остро нуждается эта тема в законодательном регулировании, поскольку за этим пойдут федеральные деньги. Пусть речь идет не о большом количестве детей. Но наш взгляд важно это культурное многообразие, которое на сегодня и в основном законе страны закреплено, продолжать проецировать на отраслевое законодательство», – сказала Лилия Гумерова на встрече с губернатором округа, заверив его: сенаторы с властями региона в одной команде.

Сейчас инициативу ямальцев обсуждают на федеральном уровне, в том числе с участием специалистов Министерства образования. Для округа кочевое образование – уже настоящее, но предела совершенству нет.

Смотрите полный выпуск Время Ямала 13:00 от 15 апреля.


Загрузка...