С факелом через тундру: как ямальский газ шагнул в большую страну
Ветеран Ямала Александр Рябов вспомнил трудовой подвиг 1978 года
Когда в Новом Уренгое в конце 70-х начали добывать газ, никто не знал, как об этом громко заявить. Ну добыли — а дальше что? Телеграмму отправить? Газету напечатать? Нет. Наши люди пошли по-другому. Они взяли факел с первым газом — символическим — и пробежали с ним от установки до аэропорта Ягельный, а оттуда — в Тюмень. Это было в 1978-м. Буквально пару месяцев как запустили установку подготовки газа. Все — с нуля. Грязь, холод, в кабинах машин спали. Но было ощущение, что участвуешь в чем-то большом.
«Трудились не просто день и ночь, трудились не просто 24 часа — мне кажется, все 30 часов в сутках выжимали. Круглосуточная работа. Импульс был такой, вот не зря «Импульс» назвали телерадиокомпанию. Такой темп, что сейчас сложно представить, но все работали, и никто не думал, что, мол, завтра буду героем. Да, мы значимость понимали, необходимость понимали. Но на этом не зацикливались. Как говорил дед Ватолин, нам поручили, и мы это сделали», — рассказывает ветеран Ямала Александр Рябов.
А потом — эстафета. Реальные люди, настоящие мужики, бежали с факелом по низководному мосту: от УКПГ-2 до Ягельного. Однако же Север — никакой романтики: ветер, холод, но им было здорово, потому что был смысл. На краю земли что-то построили, и теперь это — часть страны.
«Очень важно, когда ты трудишься и видишь результаты своего труда. Что нужно больше всего ветерану? Чтобы его помнили, сохранили память», — заключил Рябов.
И ведь правда: мало кто вспомнит эту пробежку, а это был настоящий старт ямальского газа в большую страну. Без торжеств, но с душой. Тепло тюменских домов — это по-прежнему напоминание о тех, кто когда-то бежал с факелом по заснеженной ямальской пустыне.
Смотрите полный выпуск программы «Время Ямала» от 17:00 за 8 июля.