Ямал первым в России организовал поиск без вести пропавших бойцов СВО
С предельной аккуратностью переставляя ноги, шаг за шагом ямальские поисковики прочесывают местность. Осторожность — вопрос жизни и смерти. Под кустом может валяться едва заметная мина «лепесток». Взгляд заточен на поиск человеческих очертаний. Ищут раненых и павших бойцов.
«Наша задача — сделать проход для прохода основной поисковой группы, которые занимаются поиском останков. Попутно, соответственно, если находим останки, сразу же вокруг расчищаем территорию, чтобы не было взрывоопасных предметов. При движении строго след в след, где прошел сапер — там можно идти», — рассказывает сапер с позывным Гулливер.
Перед каждой такой вылазкой — скрупулезное изучение обстоятельств последнего боя. Опрашивают сослуживцев, как и где последний раз видели пропавшего солдата. Выдвигается группа из пяти человек: кинолог, сапер, оператор БПЛА, поисковик и медик.
«День работы группы составляет примерно 11 часов. Помимо найденных военнослужащих ЯНАО находятся и другие ребята, то есть все доставляются, и по факту уже сообщается родственникам», — говорит боец с позывным Солнышко.
Это правда жизни без прикрас. Тела героев и их фрагменты транспортируют в морг, чтобы проверить наличие взрывоопасных предметов и веществ. Подтверждение личности — по анализу ДНК.
«Осуществляется доставка на наш пункт сбора, здесь мы осматриваем тела на наличие вооружения, гранат, патронов и так далее, проводим первичный осмотр, производим опись и осуществляем отправку в 522-й центр», — разъясняет боец с позывным Белый.
Поиск бойцов — одна из самых обсуждаемых тем на встречах родственников с главами муниципалитетов и губернатором. Как только отец, брат, сын или супруг перестают звонить домой, близкие могут обратиться в фонд «Защитники Отечества». Именно там аккумулируют все заявки, а после — передают на линию боевого соприкосновения.
«Родственники приходят к нам, заполняют разыскную карту. Мы берем материал для исследования ДНК. Очень активно сейчас тела ребят возвращаются сюда, на родину, и мы видим, как родственники могут отдать последние почести своим ребятам», — рассказал руководитель филиала Фонда поддержки участников СВО «Защитники Отечества» в ЯНАО Наталья Казановская.
Ямал — первый регион России, создавший свои подразделения по поиску без вести пропавших бойцов. Эта работа — на контроле у губернатора. В зоне СВО сформировали уже шесть специальных групп на разных участках фронта. Сил и средств регион не жалеет, в том числе закупает и передает необходимую технику и инвентарь.
«Помощь регионом оказывается огромная, выделяется техника, расходные материалы — это патологоанатомические мешки, инструменты для проведения экспертиз, техника для ведения поиска без вести пропавших. Роль губернатора в этом очень высокая», — говорит специальный представитель губернатора ЯНАО в зоне СВО Юрий Гагарин.
Информация также стекается в главный координирующий центр при Минобороны, на федеральном уровне создан отдельный реестр по поиску пропавших бойцов, отметил Владимир Путин в ходе прямой линии.
Опыт Ямала собираются перенимать и другие регионы, создавшие собственные воинские подразделения в зоне СВО. Никто не должен быть забыт ни на родной земле, ни на поле боя.
Смотрите полный выпуск программы «Время Ямала» от 19:30 за 23 декабря.