Дорога на костях: как на самом деле строили трансполярную магистраль на Ямале
Надымский историк Вадим Гриценко напомнил забытые факты о 501-й стройке
Легендарная и загадочная трансполярная магистраль, на стройке которой использовали заключенных, все больше интересует туристов и любителей «заброшек». Секретный сталинский объект возводили более 70 лет назад, но споры вокруг него не утихают до сих пор.
Полторы тысячи километров магистрали с 1947 по 1953 год строили от Игарки до станции Чум под Воркутой. Говорили, что дорога построена на костях политзаключенных. На деле же политических было примерно 15% от всего числа задействованных на стройке. Конечно же, никто никого на убой не отправлял. При этом все заключенные содержались в относительном комфорте, поскольку были необходимы сталинскому режиму.
Кормили их достойно, здание кухни сохранилось до сих пор, оно было построено с тщательным вниманием к деталям и качеству материалов.
«Поскольку этой стройке придавалось очень большое значение, ставилась задача как можно быстрее и лучше ее воздвигнуть, поэтому с точки зрения калорийности заключенных кормили нормально. У них были силы на то, чтобы жить и работать. И выполнять норму в условиях полярного климата», — полагает Вадим Гриценко.
«Мертвой дорогой» магистраль прозвали не потому, что там гибли люди, а потому что она заброшена. Смертность была сравнительно низкой. Из 167 тысяч строителей дороги за шесть лет погибло три тысячи.
Заключенные не должны были погибать от ментального или физического истощения, поэтому лагеря отличались чистотой, аккуратностью и вниманием к деталям. Все сооружения, кроме вышек, были оштукатурены и побелены. Также повсюду была установлена система дренажных канав.
«Все сооружения, кроме вышек, все были оштукатурены и побелены. Все! Это выглядело очень аккуратно, беленько. Чтоб было сухо, везде система дренажных канав, видите, повсюду», — рассказывает историк.
Как мы знаем, в Советском Союзе очень любили строгие стандарты и всегда их придерживались. Любовь к СНИПам и ГОСТам проникла даже сюда, в лагеря на Крайнем Севере. В пенитенциарных учреждениях предполагалось наличие комнаты для свиданий, где заключенные могли видеться с родственниками. Так и здесь: в вахтенном доме была такая комната. Но на деле почти все время она пустовала. Никто из родственников не приезжал к заключенным в такую глушь.
За дисциплиной следили внимательно, сурово наказывая провинившихся. Отправка в штрафной изолятор в таких лагерях была обычным делом. Причем здания эти ставились всегда на самом сухом месте и возводились из наиболее основательного материала.
«Жесткие условия состоят уже в том, что тебе дают в день всего лишь воду и 400 граммов хлеба. И больше ничего», — объясняет Гриценко.
На 92-м километре трассы Надым — Салехард располагалась крупная станция Ярудей, сейчас от нее мало что осталось. Неравнодушные волонтеры сохраняют историческую память: здесь открыли даже небольшой музей трансполярной магистрали.
14 четырехквартирных жилых домов, 11 двухквартирных, электростанция, паровозное депо, пожарное депо, клуб-столовая, школа, детский сад, амбулатория, баня — это не современный жилой комплекс, а станция Ярудей. С тех пор от нее осталась всего пара построек.
«Это вот двухквартирный жилой дом, где жили офицеры охраны с семьями, а в том доме жили телефонисты в одной половине, а в другой половине находилось оборудование, — показывает Вадим Гриценко. — Это типовая постройка госархитектуры, красивый проект. Просто он обезображен всякого рода пристройками. Но, в принципе, вот такими домами была застроена половина Салехарда и были застроены многие станции на железной дороге на 501-й стройке».
Теперь эти дома — объект культурного наследия регионального значения. Все, что сохранилось спустя почти 75 лет, — живая история. И прикоснуться к ней может каждый. Стройка трансполярной магистрали — еще один самый настоящий подвиг советского человека, и, как и другие победы, он должен быть увековечен памятью потомков. И тогда «мертвая дорога» оживет в наших сердцах.
Смотрите полный выпуск программы «Время Ямала» от 19:30 за 14 августа.