На Ямале студенты-ветеринары прошли испытание тундрой и помогли оленям
Тундра Приуралья приняла чемпионат профмастерства среди студентов-ветеринаров
Звонкий лай оленегонок эхом пронзил тишину Приуральской тундры — чужие в стойбище. Студенты и эксперты чемпионата профмастерства приехали на снегоходах в сердце Севера, чтобы побороться за звание лучшего.
Измеряют длину таза по косой, ширину лба, высоту локтя. Промеры оленей нужны для оценки здоровья, возраста и продуктивности животных.
«Вообще в России четыре зарегистрированные породы. У нас они крепкие. На них можно ездить. На этих — нельзя», — показывает преподаватель Таймырского колледжа Наталья Апанасова.
«У нас» — это о таймырских оленях. На них ездят верхом. На Ямале же — ненецкая порода, более хрупкая. Ее запрягают.
«Это сейчас все легкое, так как я тундровик. С малых лет нахожусь в тундре. Есть олени. Я живу также там. Сейчас обучаюсь в Таймырском колледже в Дудинке. Погода сейчас не самая благоприятная — минус 50», — говорит участник чемпионата «Навыки Ямала» Павел Силкин.
Погода нисколько не помогает конкурсантам, но все как в жизни. Вот здесь быки стоят, ожидая своей очереди. Каждому участнику — свой олень. Задание — измерить животное.
Следующее — повалить оленя на землю и оказать первую медпомощь. Обработать рану и наложить повязку, при этом правильно зафиксировать животное. И сделать это нужно с минимальным стрессом. Испуганный олень тратит калории, а значит, теряет в весе. В тундре каждый грамм жира — запас жизни до весны.
«Вне домашних условий, чтобы в тундре перевязать оленя, чтобы он не был «дохлым». Обычно, когда олени болеют летом, они зимой бывают «дохлыми» и некоторые даже не выживают до весны. В основном «копытка» [копытная гниль — ред.]. Почистить там все, чтобы они все знали это», — отметил потомственный оленевод, волонтер чемпионата «Навыки Ямала» Павел Пяк.
В жизни рогачи часто получают раны. Задача оленевода — сохранить поголовье.
«Могут при беге копытами, могут при валках, особенно если здесь в горах где-то», — пояснила преподаватель ветеринарных дисциплин Ямальского многопрофильного колледжа Светлана Нагибина.
Студентам напоминают: современная наука должна идти бок о бок с тундровой сноровкой, обязательно учитывая вековые традиции.
«Я в шесть лет был уже «за рулем». Специально меня никто не учил. На упряжках на оленях», — заявил оленевод Виктор Окотэтто.
Итоги подведут, дипломы вручат. Но настоящая оценка будет позже, когда эти студенты вернутся в свои стойбища: их знания спасут оленя или помогут вырастить крепкое потомство. Чемпионат профмастерства — это не экзамен. Это «примерка» ответственности. И пока в стойбища приезжает молодежь, готовая учиться оленеводству в тундре, а не только за партами, — этот хрупкий мир Крайнего Севера сохранит гармонию Арктики.
Смотрите полный выпуск программы «Время Ямала» от 17:00 за 10 декабря.