http://Top.Mail.Ru
Президент призвал активизировать строительство Северного широтного хода. Эксперты объяснили, почему это важно для всей страны | Ямал-Медиа
25 августа 2021, 12:00 (обновлено: 03 апреля 2023, 06:43)

Президент призвал активизировать строительство СШХ. Эксперты объяснили, почему это важно для всей страны

В России нужно запускать масштабные проекты развития экономики, заявил президент Владимир Путин. Один из приоритетных — строительство Северного широтного хода на Ямале. Он станет важной транспортной артерией региона и даст импульс освоению ресурсов Арктики. «Ямал-Медиа» рассказывает, какие перспективы новая магистраль откроет для северного региона и экономики страны.

Этап восстановления российской экономики после пандемии COVID-19 практически завершен, отметил Путин во вторник, 24 августа. Президент указал на то, что пора запускать масштабные проекты развития, которые помогут добиться устойчивого и качественного роста экономики. В пример он привел Ямал и освоение Арктики.

В приоритете и железнодорожная магистраль — Северный широтный ход, которая позволит стимулировать деловую активность, освоение громадных природных ресурсов Арктики, Урала, Сибири, включая Ангаро-Енисейский регион. И уже сейчас есть целая линейка инструментов и финансовых источников, чтобы приступить к этой работе

Владимир Путин

Президент РФ

Самая северная железная дорога

СШХ пройдет по маршруту Обская — Салехард — Надым — Хорей и свяжет восточную и западную части Ямало-Ненецкого автономного округа. Протяженность магистрали составит 707 километров, строительство планируют завершить к 2027 году. В планах также строительство СШХ-2 на участке Бованенково — Сабетта, где сейчас активно действует порт.

Инфраструктура региона пока не позволяет стабильно доставлять грузы к северным портам. Директор Центра экономики Севера и Арктики Александр Пилясов в разговоре с «Ямал-Медиа» напомнил, что Сабетта пока работает вахтовым методом и не имеет хороших дорог.

Главная задача в том, чтобы обеспечить выход железнодорожных трасс к Северному морскому пути. Одна из идей Северного широтного хода — интеграция морской магистрали и железнодорожной, чтобы они работали в синергии

Александр Пилясов

директор Центра экономики Севера и Арктики

Северный широтный ход примет на себя 23,9 миллиона тонн грузов и значительно освободит действующий южный маршрут. Развитие транспортной инфраструктуры региона позволит сократить пути доставки грузов в районы Западной Сибири на более чем 700 километров, а это два-три дня пути.

Дорога для людей

Инфраструктурный проект может стать ключевым для развития Арктики. СШХ привлечет в регион инвестиции, создаст более 1,5 тысячи рабочих мест, улучшит местную логистику. Кроме того, строительство магистрали стимулирует добычу полезных ископаемых, которыми богат Ямал.

Председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Олег Бадера сообщил «Ямал-Медиа», что строительство СШХ повлияет не только на ЯНАО, но и на экономику других регионов, и в целом страны.

Та часть Дальнего Востока богата природными ресурсами. Это и нефть, и газ, и уголь, и лес, и рыба, и сельское хозяйство. Северный путь позволяет развивать всю северо-восточную часть региона. Начнут работать порты, автодороги, железные дороги. Это большой экономический толчок всей дальневосточной части региона

Олег Бадера

председатель комитета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»

Эксперт отметил, что Северный регион и особенно Дальний Восток предоставляют большие возможности для социально-экономического развития России.

«Дай ему (ЯНАО — прим. ред.) возможности — и он сможет за очень короткое время дать значительную прибавку к экономической составляющей России», — добавил Бадера.

Проблемы и перспективы

Строительство СШХ обсуждалось с 2006 года и несколько раз откладывалось. Северный широтный ход — капиталоемкий проект, который впервые в российском железнодорожном строительстве реализуется в рамках концессии.

Строительство и реконструкцию существующих объектов и участков дорог финансируют РЖД, «Газпром» и правительство ЯНАО, а при строительстве новых объектов будут использоваться частные средства. На данный момент стоимость проекта оценивают в 0,5 триллиона рублей.

«Прокладка железной дороги в Арктике — тяжелая тема. <…> Возможно, и после этого объявления она не является окончательно решенной, дискуссии шли годами. Это дорогостоящая, долгосрочная стратегия», — предупредил Александр Пилясов.

Эксперт подчеркнул, что для реализации таких проектов необходим «спусковой крючок» — обычно геополитический или экономический.

По мнению Олега Бадеры, активизация СШХ сегодня связана с изменениями климата. Глобальное потепление и таяние арктических льдов открывают возможности для прокладки более коротких судоходных путей на Севере. Кроме того, строительство СШХ объясняется и политическими причинами.

Если не Россия, то наверняка освоением Севера и морских путей будут заниматься другие страны. Экономическая составляющая также немаловажна, потому что не так много точек роста в нашей стране, где можно реализовать понятные проекты, куда нужно проинвестировать необходимое количество денег и получить хороший результат

Олег Бадера

председатель комитета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»

Эксперты сходятся во мнении: при грамотном взаимодействии федерального центра, региона и частного бизнеса строительство СШХ поможет очень быстро развивать российский Север и улучшить экономическую ситуацию в стране.


Загрузка...