Самое сложное позади: ямальские оленеводы перешли реку Юрибей
Ямальские оленеводы перешли реку Юрибей
На сборы отводится буквально пара часов. Когда олени вернутся с пастбища, на этом месте будет только вереница повозок — аргиш. В обоз соберут абсолютно все: личные вещи, одежду, шкуры и даже дрова. Пока мужчины готовят нарты, женщины лихо разбирают чум. Сначала аккуратно снимают нюки — брезенты, составляющие стены и крышу жилища, а следом собирают шесты. После оленеводов тундра остается такой, какой была до них.
«Начнем собирать стадо. И, естественно, двигаться на новое место. Иногда приходится двигаться и через день, когда пастбище плохое».
Радион Сэротэтто
оленевод
Впереди у оленеводов самый сложный участок каслания. Из 10 километров пути 4 приходится на Юрибей и ее болотистую пойму.
Олени в обозе привязаны к нартам, а нарты связаны между собой: одно неверное действие, и весь караван может уйти на дно. В этот раз без потерь, но на этом участке гибель животных не редкость.
Противоположный берег реки — болотистая низменность. Здесь оленеводы идут строго по известному пути.
Осенью уровень воды повышается: сильные ветра в Байдарацкой губе загоняют ее обратно в реку и замедляют отток. В пойме возвышенности сменяются трясиной. Топь может оказаться где угодно.
Управлять нартами очень непросто. Вдали на горизонте показалась сопка — единственное место, где достаточно сухо, чтобы ставить чум. Пора проверить упряжки и снова в дорогу. Следом за обозом — тысячи оленей.
Время поджимает — небо заволокло густыми свинцовыми тучами, моросит. Только в сумерках кочевники спешно собирают чумы. На новом месте они пробудут всего один день и снова отправятся в дорогу. И так пока не достигнут зимовья — окрестностей Надыма.
Смотрите полный выпуск программы «Время Ямала» от 19:30 за 26 сентября.