Ненецкий старейшина Альва Пяк передает традиции сквозь поколения
Старожил Ямала Альва Пяк отметил 90-летний юбилей
Объясняя молодежи, как закинуть тынзян на хорей, опытный оленевод дает совет: рука должна быть твердой. В свои 90 лет по паспорту, а по рождению, возможно, и все 95, мужчина чувствует себя бодро. Говорит, школа жизни закалила.
А вот в общеобразовательную школу Альва Пяк не пошел — надо было работать. Поэтому русский язык так и не выучил. В то время мальчик стал главным помощником в семье. К 10 годам он знал все тонкости традиционных промыслов. Если надо, пас оленей, ходил на рыбалку, охотился. Позже его взяли работать в колхоз.
«На оленьих упряжках доставляли грузы из Тарко-Сале до Вынгапура. Там продукты и товары выгружали на склад. Показывали продавцу накладные. Он смотрел, какой груз и сколько привезли», — рассказывает Пяк.
Уже в 17 лет Альва Игрумович пошел на заготовку леса, а позже строил деревянные дома в Тарко-Сале. Огромные бревна носили вручную, вспоминает северянин.
«Пиломатериалы были толстыми, длиной четыре-пять метров, едва могли обхватить. Распиливали их пилой и укладывали. Поэтому и сейчас болят руки и плечи», — говорит ямалец.
В юбилейный день поздравить старожила пришли не только родные, но и представители районной администрации. Альва Пяк живет у младшего сына в Тарко-Сале — чтобы не унывать. Он принял решение переехать из тундры, когда ушла из жизни жена. Внуки и правнуки радуют.
«Со всеми моими семерыми детьми отец играет, и тогда грусть у него пропадает», — делится сын юбиляра Игнат Пяк.
Всех мужчин рода Пяк за свою долгую жизнь дедушка Альва научил делать нарты, лодки-калданки, плести ненецкий тынзян и мастерить охотничьи лыжи. Но главное, что передал старейшина своим потомкам, — это любовь к своему дому — тундре — и уважение к корням, которые, как прочные арканы, связывают поколения и хранят мудрость предков.
Смотрите полный выпуск программы «Время Ямала» от 13:00 за 6 ноября.