Ямальские АЗС настиг бензиновый кризис
Ямальские водители столкнулись с дефицитом бензина
Елена Малик за рулем проводит каждый день: дом, работа, личные дела. Поэтому и на заправку заезжает часто. В черте города четыре крупных АЗС. Машин много, но топлива хватает на всех.
«Стабильно заправляюсь раз в неделю на две тысячи рублей. По литрам не знаю, не отслеживаю. Две тысячи — норма, больше двух — значит, много накатала», — рассказала ноябрянка.
В Ноябрьске самые популярные позиции на автозаправках — 92-й и 95-й бензин. Как говорят здесь, проблем с завозом топлива нет, заправиться можно буквально за три-четыре минуты. Однако стоит проехать на 300 километров севернее, в Надым, — и начинается чуть ли не автомобильный коллапс: у АЗС водители выжидают очереди по часу.
В городе три бензиновые заправки, и только на одной сняли ограничения на выдачу топлива. До этого был установлен строгий лимит: в одном месте — не больше 50 литров на машину, в другом — не больше 25, в третьем и вовсе отпускали бензин лишь по топливной карте. Впрочем, при использовании этого платежного средства ограничений не было вовсе. Но ведь у большинства водителей этих карт нет.
«Одна заправка более или менее хорошая — и все. Будем запасаться, покупать емкости и запасаться. Не знаю, что завтра будет. Может, завтра вообще закроют, и все здесь встанем», — говорит водитель Андрей Одинец.
Ночью в город доставили 60 тонн топлива из Лабытнанги. Пока хватает, но автомобилисты теперь запасаются впрок. И это несмотря на то, что бензин ощутимо подорожал. За неделю цена за литр 95-го здесь выросла на 15 рублей.
Представители администрации Надымского района и руководители заправок сейчас постоянно на связи.
«Среди ключевых причин ограничения отпуска топлива — нарушения сроков поставки. Прорабатываются альтернативные варианты поставки топлива», — заверил и. о. начальника департамента экономики администрации Надымского района Александр Шулепов.
Проблемы с дефицитом топлива в российских регионах начали фиксировать еще в конце августа — начале сентября. Такую тенденцию отмечают около 10 субъектов нашей страны. Эксперты подчеркивают: проблема хоть и есть, но она временная.
Первым регионом, в котором официально ограничили продажу бензина — до 20 литров в одни руки, — стал Крым. За ним последовал еще ряд субъектов, а вместе с этим вверх поползли и оптовые цены на топливо: с начала августа рост составил 12%. На сложившуюся ситуацию в первую очередь повлияло снижение производственных мощностей на нефтеперерабатывающих заводах, сложности логистики и сезонный фактор.
«Сейчас ситуация действительно сложная, при этом подчеркну, что дефицита на региональном рынке нет, топливо в регионах есть. Проблема в том, что его недостаточно для стандартной структуры потребления. Плюс топливо есть у нефтяных компаний, потому что собственные сети нефтяники снабжают в приоритете. Сейчас главное — не паниковать», — сказал президент независимого топливного союза Павел Баженов.
На Ямале работают как заправки крупных компаний, так и частные. Александр Рожко владеет станциями в Ноябрьске, Новом Уренгое и Коротчаево.
«Потребление у нас сегодня где-то восемь кубов бензина в сутки. И с бочкой приезжают, и по 200 литров, и по 300 литров просят. Мы не прекращаем работу и надеемся на лучшее», — говорит Рожко.
Обеспечены топливом и водители самых северных территорий Ямала. Навигация по «большой воде» уже подходит к концу.
«Все обязательства выполняются. Все самые удаленные населенные пункты, начиная от Шурышкарского района до самой Гыды и Сеяхи, где находятся предприятия жизнеобеспечения, включая АЗС, будут обеспечены в полном объеме и дизельным топливом, и бензином», — подчеркнул генеральный директор АО «Ямалгосснаб» Владимир Жадовский.
Меры по стабилизации топливного рынка предпринимаются и на самом высоком уровне. Например, правительство РФ отменило пошлины на ввоз топлива — компании получили новые возможности. А продажу топлива за рубеж, наоборот, ограничили.
«Правительство приняло решение о запрете экспорта дизельного топлива для непроизводителей, это обеспечит дополнительные объемы на внутренний рынок. Также решено продлить запрет на экспорт полностью автомобильного бензина, чтобы он продвигался только на внутреннем рынке», — заявил в начале октября вице-премьер РФ Александр Новак.
Эти меры, по оценкам Минфина, должны помочь преодолеть топливный кризис уже в ближайшее время. Пока же некоторые автомобилисты решают проблему кардинально и пересаживаются на электрокары. В России уже зарегистрировано больше 60 тысяч машин без двигателя внутреннего сгорания.
Смотрите полный выпуск программы «Время Ямала» от 19:30 за 16 октября.