Ученые-мерзлотоведы узнали все трещинки салехардских зданий
Исследователи вечной мерзлоты оценили состояние зданий в Салехарде
Аппараты из датчиков и регистраторов помогают установить дефекты на сваях: трещины, полости и обводненные места, а еще их движение и отрыв от грунта. На это влияет и вечная мерзлота. Из-за аномалий здание теряет устойчивость, и в фундаменте появляются трещины. Экспресс-оценку надежности капитальных объектов в Салехарде ученые из Новосибирска выполняли в прошлом году, продолжили и в этом. Обследование проветриваемых подполий — один из элементов геотехнического мониторинга.
«Таких комплектов на этом здании шесть. Один установлен как опорный и пять комплектов мы перемещаем», — пояснил геофизик Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН Дмитрий Грушкевич.
По всей стране сибирские ученые исследуют около 250 объектов. Это промышленные и линейные сооружения, такие как дороги и мосты. Работают на Ямале, а также в Якутии и в Норильске.
Для работы используют и цифровые технологии. Учеными уже разработан прототип специального сайта с информацией о техническом состоянии объектов в режиме онлайн. Они помогут установить дефекты в режиме реального времени. На очереди и мобильная версия.
«В идеале хотим довести до такого уровня. Два датчика. Приложение, которое можно скачать с сайта. Человек выходит и начинает работать. Вот мы заходим в один из объектов. К примеру, жилой дом. Здесь показывается остаточный ресурс», — показывает старший научный сотрудник Институт нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН Константин Федин.
Информационные технологии помогут избежать аварий и деформаций.
«У нас температуры измеряются в режиме реального времени. И если деформации будут приходить в режиме реального времени, этот комплекс более надежный будет для предсказания, для избежания аварийных ситуаций», — отметил ведущий научный сотрудник Центра изучения Арктики Александр Шеин.
Мониторить состояние вечной мерзлоты помогают и термометрические скважины, оборудованные специальными датчиками. В окружной столице их пробурено более трехсот под 42 объектами. Проект геотехнического мониторинга — пилотный, его начали в 2022 году. Посты контроля созданы на дороге Надым — Салехард. В регионе работает первая в стране Лаборатория криологии Земли и геотехнической безопасности.
Смотрите полный выпуск программы «Время Ямала» от 19:30 за 25 ноября.