Удаленные медосмотры и «поумневшие» автобусы: ИТ помогают транспортникам Ямала
Ямал входит в тройку регионов-лидеров по цифровизации, вместе с Белгородской областью и Республикой Татарстан. Одно из ключевых направлений для развития новых технологий — транспорт и логистика. В частности, эту и другие темы обсуждали на прошедшем в конце марта в Ноябрьске ИТ-форуме «Цифра.Док».
ИИ отслеживает грузы и перемещение
Для Ямала развитие транспорта и логистики — важнейшее условие процветания региона. Большие расстояние между населенными пунктами поддерживают в постоянном «тонусе» всю дорожную отрасль. Транспортная сфера в округе стремительно совершенствуется, адаптируясь к новым вызовам. Среди новшеств, которые облегчают жизнь ямальским компаниям — искусственный интеллект и машинное обучение.
Как рассказал «Ямал-Медиа» на полях форума «Цифра.Док» директор МТС в ЯНАО Владимир Дроздов, во все мире растет объем грузовых перевозок, который, по мнению ведущих экспертов, к 2030 году превысит 21 млрд долларов. Рост грузопотоков заставляет компании оптимизировать свою работу. Здесь на помощь им приходят технологии.
«Технологии помогают бизнесу повысить эффективность логистики и минимизировать издержки, — прокомментировал руководитель. — Например, наши специалисты предлагают автоматизированные инструменты на базе ИИ. Эти ресурсы позволяют перевозчикам находить наиболее выгодные маршруты, контролировать техническое состояние транспорта и предотвращать кражи топлива».
Такие технологии внедряют и на Ямале. Кроме прочих преимуществ, системы с ИИ умеют распознавать автомобили, считывать номера, определять типы объектов и анализировать их движения в режиме реального времени.
Владимир Дроздов привел в качестве примера умное видеонаблюдение на труднодоступном Семаковском месторождении. Этот газовый промысел, запущенный в 2022 году, находится за полярным кругом в Тазовском районе ЯНАО.
«Наша система умного видеонаблюдения фиксирует строительную и грузовую технику при въезде на территорию промысла на контрольно-пропускном пункте, обеспечивает сохранность материалов, отслеживает перемещение персонала на месторождении», — отметил глава МТС в ЯНАО.
Более того, нововведение в режиме реального времени координирует работу сотен сотрудников за тысячи километров из центрального офиса компании в Москве.
Удаленные медосмотры повысят безопасность
Система удаленных медицинских осмотров (УМО) водителей — еще одно новшество, которое развивается на Ямале. Буквально за минуту водители проверяют давление, температуру. На крупных предприятиях комплекс медицинского осмотра выглядит как специальная кабинка. Если условия не позволяет ее использовать, осмотры проводятся с помощью переносного аппаратного комплекса, похожего на чемоданчик. Чтобы приступить к удаленному осмотру, достаточно ввести свои логин и пароль, нажать на «Старт» и следовать инструкциям на экране. Показатели самочувствия в онлайн-режиме передаются врачу, и он принимает решение о допуске человека к работе.
В МТС уверены, что эта технология повысит безопасность на окружных дорогах и месторождениях. По словам Владимира Дроздова, дистанционные медосмотры значительно экономят время и бюджет компаний, они объективны и контролируют ситуацию даже на расстоянии.
«Представьте, в среднем очный медицинский осмотр одного сотрудника занимает пять минут, — пояснил он. — Учитывая еще, что сотрудник и врач могут попросту заболтаться, или медика кто-то отвлекает. В итоге за час удается проверить не более 12 человек. Автоматика же за то же время может выдавать до 35 заключений. Также при УМО исключаются разные «договоренности», скажем, за шоколадку или по дружбе, так как водитель и врач не видят друг друга. Причем медик вообще может находиться в любой точке России».
Что касается экономии бюджета предприятия, то оборудование для дистанционных медосмотров поставляется куда угодно. Так, компания МТС предлагает готовые антивандальные комплексы, куда входит стол, где закреплена вся техника. В этом случае не нужно тратиться на оборудование лицензированного врачебного кабинета.
Владимир Дроздов добавил, что вся информация и видеозаписи осмотров попадают в облачное хранилище. При необходимости руководитель может проверить, действительно ли сотрудник проходил медосмотр и какие были показатели. К тому же, если у водителя регулярно наблюдаются отклонения от нормы артериального давления, врач среагирует и отправит его на дополнительное обследование.
Интернет вещей в городских автобусах
Возвращаясь к цифровому форуму «Цифра.Док» в Ноябрьске, стоит отметить его насыщенность: за два дня организовано несколько интереснейших круглых столов и стратегических сессий, мастер-классов по кибербезопасности и искусственному интеллекту.
На одной из таких встреч представители ведущих российских ИТ-компаний рассказали об оснащении городской инфраструктуры отечественными разработками. Затронули и применение искусственного интеллекта в общественном транспорте.
Компания МТС совместно с департаментом транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО сделала «умными» более 140 автобусов. Они курсируют в Ноябрьске, Новом Уренгое, Губкинском, Лабытнанги и Салехарде. Новый общественный транспорт оснастили интеллектуальной системой мониторинга пассажиропотока.
«Встроенная в автобус интеллектуальная система отслеживает его скорость движения и местоположение, поведение всех людей в салоне: водителя, кондуктора, пассажиров, — сообщил Владимир Дроздов. — Также искусственный интеллект выявляет безбилетников. Алгоритмы фиксируют, сколько пассажиров зашло или вышло на остановках, и соотносят их с данными валидаторов. Система «видит» наличный и безналичный расчет за проезд, что исключает несанкционированный отбор выручки водителем».
«Умные» автобусы помогают ямальским автопредприятиям повышать рентабельность, а благодаря перераспределению нагрузки на транспорт на остановках становится меньше людей.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».