Уникальный чум: генпроектировщик рассказал о деталях аэропорта Нового Уренгоя
Транспортный комплекс обслуживает в том числе региональную нефтегазовую отрасль, за первый месяц работы аэровокзал Нового Уренгоя уже принял более 30 тыс. человек, а пассажиропоток за 2022 год впервые превысил миллион пассажиров.
В строительстве были применены решения, адаптированные для условий Крайнего Севера, рассказал глава направления аэропорты Группы «Спектрум» Александр Волков. Например, такая масштабная реконструкция аэродрома была произведена впервые в условиях настолько короткого строительного сезона, в окнах между рейсами без прекращения полетов. На укладке асфальтобетона на ИВПП использовалось одновременно 3 асфальтоукладочных комплекса Volvo на которых было установлено современное GPS/ГЛОНАСС оборудование фирмы Topcon, что позволило избежать части долгих по времени технологических процессов укладки асфальтобетона и выполнять в смену тот объем укладки, который позволил обеспечить итоговый ввод в эксплуатацию ИВПП в срок.
Впервые на Крайнем Севере установлены и будут использоваться телетрапы. Телетрапы выполнены в зимнем исполнении с увеличенной тепловой мощностью, что позволяет пассажирам не мерзнуть при посадке в самолет даже при экстремально низких температурах.
Здесь установлено самое лучшее и современное светосигнальное оборудование категории ОВИ-1 компании ADB Safegate на светодиодных огнях. «Такое оборудование на аэродромном комплексе установлено впервые в России и позволяет значительно сократить расходы на электроэнергию при его эксплуатации», — пояснил Александр Волков.
В проектировании и строительстве нового здания аэровокзала и реконструкции аэродрома активно использовались современные цифровые технологии. Так, проект выполнялся в цифре, с использованием технологий информационного моделирования зданий (BIM), основанных на использовании интеллектуальных 3D-моделей. «Возводимое здание или сооружение воспринимается не как разрозненные чертежи и сметы, а как цельный объект, в модели которого соединено все: облик, фасадные решения, инженерия, коммуникации, проект интерьера, этапы строительства, окружающая здание среда, каждый материал для строительства или отделки с названием и количеством, — поясняет эксперт Группы «Спектрум». — Цифровые BIM- модели помогают строить эффективнее и быстрее».
25 декабря новый терминал аэропорта Нового Уренгоя принял первый рейс. С 26 декабря все рейсы выполняются из нового терминала. Первыми сюда прилетят самолеты авиакомпаний «Ямал», «Аэрофлот» и S7. Ближайшие полтора месяца аэропорт работает в тестовом режиме. Ведущая российская инжиниринговая ГК «Спектрум» выполняет функции Технического Заказчика и Строительного контроля. Для «Спектрума» это первый проект, в котором компания управляет не только строительством нового терминала, но и реконструкцией аэродрома.
Новый терминал аэропорта Новый Уренгой оснащен тремя телескопическими трапами и 12 стойками регистрации. Его пропускная способность — 840 пассажиров в час. Отличительной особенностью аэровокзального комплекса стал теплый бас-гейт — тоннель для автобусов, расположенный в терминале и предназначенный для посадки и высадки пассажиров в перронные автобусы в закрытом помещении, что особенно актуально для суровых погодных условий Крайнего Севера.
По словам архитектора проекта Алекса Битуса из из лондонского бюро Twelve Architects & Masterplanners, идея архитектурного облика аэропорта — образ жилища коренных народов Крайнего Севера — чума. «Оно согревает и охраняет, — говорит Алекс. — И мы постарались реализовать тему тепла и комфорта для пассажиров. Специально использованы цвета теплой гаммы». В наружной отделке здания использована отделка алюминием: на солнце стеклянные панели фасада отражают небо. Через витражи просматриваются внутренний интерьер аэровокзала. Во внутренней отделке много дерева — оно поддерживает атмосферу уюта и тепла.
Внутри размещена постоянно действующая экспозиция, посвященная природе Ямала, а одна из инсталляций — «Самоцветы Ямала»: четыре специальные пятиугольные зоны в полу выложены полудрагоценными и поделочными камнями, добытыми в ЯНАО.
За 2022 год аэропорт Новый Уренгой обслужил 1 миллион 31 тысячу 640 пассажиров, впервые преодолев планку в миллион человек. Новый терминал может принять до полутора миллионов человек и при необходимости может быть расширен для осуществления международных рейсов, это предусматривает конструктивная особенность проекта, рассказал Александр Волков.
Справка:
Группа компаний «Спектрум» — ведущая российская многопрофильная инжиниринговая компания, лидер в области цифрового проектирования и строительства. С 2016 года — один из BIM-лидеров России по версии Autodesk. «Спектрум» обладает значительной экспертизой в проектировании и строительстве аэропортов. Компания— генпроектировщик, техзаказчик и генподрядчик проекта реконструкции многих аэропортов России, например, Толмачево в Новосибирске, Кемерово, Новый Уренгой, Ижевск, Красноярск, Тюмень, Минеральные воды, Геленджик, Владикавказ и др.
Аэропорт Нового Уренгоя — крупнейший авиатранспортный узел в ЯНАО, обслуживает более 50% всех авиаперевозок округа. 100% акций аэропорта принадлежат департаменту имущественных отношений ЯНАО. Аэропорт управляется УК «Аэропорты Регионов».
Проект реконструкции аэропорта Нового Уренгоя проведен в рамках концессии. Он включает строительство нового пассажирского терминала и реконструкцию аэродрома. Пассажирский терминал аэропорта возведен за счет частного инвестора, компании ООО «Уренгойаэроинвест», которое входит в Группу «Аэропорты Регионов». Это первый в России объект аэропортовой инфраструктуры, построенный без бюджетных финансовых вложений.