В Ямальском районе уточнят масштабы зимнего падежа оленей
Такого массового падежа оленеводы не помнят с 2000 года. С вертолета отлично видно белые пятна в тундре — останки оленей. Как говорят специалисты, туши лежат около ягельников. Животные чувствовали рядом еду, но никак не могли до нее добраться. Только семья Александра Лаптандера потеряла примерно 240 голов.
Снег выпадает, потом дождь, опять снег, снова дождь… Образовались корки после дождей. Четыре слоя по полтора сантиметра. Где снега мало было, сплошной лед образовался. И олень не мог откопать. Хромали некоторые. Ломались копыта, до живого места ломались. Дальше не могли копать, ложились и умирали
Александр Лаптандер
оленевод
Так пали тысячи животных. Некоторые семьи потеряли все стадо. Юг Ямальского района проблема практически обошла, чем дальше на Север, тем толще была ледяная корка на пастбищах. Животные разбредались от бескормицы и уходили за дикими оленями. Кочевники до сих пор ищут своих кормильцев по соседним стадам. Первые поиски начали еще в апреле, перед отелом. Тогда было важно максимально собрать стадо, чтобы следить за появлением потомства. В этом стойбище, к примеру, каждый год на свет появлялось около 400 телят, в 2021-м — 80.
Некоторые телята рождались мертвыми, потому что мать истощенная. Даже на ноги не вставали некоторые. Здесь, в нашем общем стаде, 80, наверное, есть. Обычно у каждого по 100–150 бывает.
Анихасава Вануйто
оленевод
Ямальская тундра условно поделена на Сеяхинскую, что южнее, и Тамбейскую — северную. Оленеводы и их разделили на зоны, чтобы всем хватало пастбищ. На краю полуострова нет кустарников, грибов — один только ягель. Стойбища стоят примерно в 15 километрах друг от друга, обо всех перемещениях кочевники предупреждают соседей. Весной ближайшие семьи договорились объединиться. С приходом тепла и насекомых чем больше стадо, тем легче. К семье Лаптандер приехал Анихасава Вануйто со своими 120 оленями. Пастухи дежурят по очереди, сутки через трое.
Помощь тундровикам районные власти стали оказывать еще в январе. В Сеяхинской тундре в первую очередь семьям выделили бензин, или средства на его покупку. На помощь селу и району пришли газодобывающая компания, общественное движение коренных малочисленных народов севера. В Тамбейской тундре каждой семье доставили по 1000 литров топлива и продукты. Сейчас в районе считают уцелевших оленей — для этого пять специалистов вылетают в тундру с ветеринарами. Ведь сколько у кого погибло животных, все еще неизвестно.
В этом году ненцы вряд ли пойдут на забойку. Александр Лаптандер: не скрывает: ситуация настолько тяжелая, что он подумывает о переезде в поселок. В начале августа на факториях в тундре планируют организовать встречи главы района с оленеводами. Там обсудят меры поддержки кочевников. Власти рассматривают разные варианты — вплоть до покупки оленей пострадавшим сильнее всего семьям.
Смотрите полный выпуск «Время Ямала» 18:00 от 30 июля.