В Надым впервые приехал «Каслающий музей» о быте коми-оленеводов
Ненцы и ханты вырабатывали смекалку и сноровку сыновей, загадывая головоломки. Их загадывают посетителям музея археологии и истории города Надыма, чтобы погрузить в мужской мир коренных народов Севера.
Музыкальные инструменты, ритуальные предметы праздника, ловушки для зверей — то, что пригодится взрослому мужчине. А для малышей — куклы, с которыми девочкам играть строго запрещено.
«Куклы у ненцев — это куколка нухуко, вы видите, специальная одежда, клювик — утиный нос и одежда, она соответствует одежде взрослого мужчины», — пояснила методист надымского музея истории и археологии Елена Бакланова.
Впервые в Надыме и передвижная этнографическая выставка «Каслающий музей» из Шурышкарского района. На ней показаны культура и быт коми-оленеводов. С весны до осени они доходили почти до берегов Ледовитого океана.
«Коми-ижемцы были первыми северными вахтовиками. Потому что они со своими оленями, возвращаясь домой, конечно же, опасались и берегли оленье стадо, потому что это тайга оберегала от снежных вьюг и пурги, и они практически у своих домов их также продолжали пасти до весны, потом уже сюда каслая. Такой тип оленеводства нигде больше в мире не существует до сегодняшнего дня», — рассказала экскурсовод Дома-музея «Коми изба» Людмила Филиппова.
У жителей тундры и быт, и одежда похожи. Отличия скорее в названиях. Например, женская шуба у ненцев называется ягушка, а у коми-ижемцев — малица.
Малицы у мужчин и женщин, конечно же, отличались. У женщин длинная, в пол, чтобы было теплее. У мужчин — покороче, чтобы оставаться мобильнее, им ведь еще управляться с оленями. Опушка у женской шубки из белого оленя, у мужской — из темного. Здесь практической пользы нет, это для отличия.
Многие народы пересекались на ярмарках: торговали, узнавали друг друга, делились культурой.
Кокошник переняли у русских и адаптировали его под себя: добавили традиционные рисунки: оленьи рога, образ лягушки и растительный орнамент. Во многих культурах, в том числе у коми, такой головной убор считался оберегом, поэтому женщины его старались не снимать.
Проникнуться колоритом Ямала можно и через полотна, выполненные в технике «горячий батик». Здесь же открылась персональная выставка новоуренгойской художницы Анны Краснобородкиной. Рисунки нанесены с использованием воска, им разделяли области проникновения красок.
Выставку под названием «Ямал на ткани» можно увидеть до 16 марта, «Мужской мир народов севера» — до 9 марта в музее истории и археологии.
Смотрите полный выпуск программы «Время Ямала» от 13:00 за 4 марта.