http://Top.Mail.Ru
В Надым впервые приехал «Каслающий музей» о быте коми-оленеводов | Ямал-Медиа
04 марта 2025, 10:35 (обновлено: 04 марта 2025, 13:28)

В Надым впервые приехал «Каслающий музей» о быте коми-оленеводов

В Надыме проходят выставки «Ямал на ткани» и «Мужской мир северян». В экспозициях — музыкальные инструменты, предметы быта, одежда жителей Севера и работы новоуренгойской художницы Анны Краснобородкиной.

Ненцы и ханты вырабатывали смекалку и сноровку сыновей, загадывая головоломки. Их загадывают посетителям музея археологии и истории города Надыма, чтобы погрузить в мужской мир коренных народов Севера.

Музыкальные инструменты, ритуальные предметы праздника, ловушки для зверей — то, что пригодится взрослому мужчине. А для малышей — куклы, с которыми девочкам играть строго запрещено.

«Куклы у ненцев — это куколка нухуко, вы видите, специальная одежда, клювик — утиный нос и одежда, она соответствует одежде взрослого мужчины», — пояснила методист надымского музея истории и археологии Елена Бакланова.

Впервые в Надыме и передвижная этнографическая выставка «Каслающий музей» из Шурышкарского района. На ней показаны культура и быт коми-оленеводов. С весны до осени они доходили почти до берегов Ледовитого океана.

«Коми-ижемцы были первыми северными вахтовиками. Потому что они со своими оленями, возвращаясь домой, конечно же, опасались и берегли оленье стадо, потому что это тайга оберегала от снежных вьюг и пурги, и они практически у своих домов их также продолжали пасти до весны, потом уже сюда каслая. Такой тип оленеводства нигде больше в мире не существует до сегодняшнего дня», — рассказала экскурсовод Дома-музея «Коми изба» Людмила Филиппова.

У жителей тундры и быт, и одежда похожи. Отличия скорее в названиях. Например, женская шуба у ненцев называется ягушка, а у коми-ижемцев — малица.

Малицы у мужчин и женщин, конечно же, отличались. У женщин длинная, в пол, чтобы было теплее. У мужчин — покороче, чтобы оставаться мобильнее, им ведь еще управляться с оленями. Опушка у женской шубки из белого оленя, у мужской — из темного. Здесь практической пользы нет, это для отличия.

Многие народы пересекались на ярмарках: торговали, узнавали друг друга, делились культурой.

Кокошник переняли у русских и адаптировали его под себя: добавили традиционные рисунки: оленьи рога, образ лягушки и растительный орнамент. Во многих культурах, в том числе у коми, такой головной убор считался оберегом, поэтому женщины его старались не снимать.

Проникнуться колоритом Ямала можно и через полотна, выполненные в технике «горячий батик». Здесь же открылась персональная выставка новоуренгойской художницы Анны Краснобородкиной. Рисунки нанесены с использованием воска, им разделяли области проникновения красок.

Выставку под названием «Ямал на ткани» можно увидеть до 16 марта, «Мужской мир народов севера» — до 9 марта в музее истории и археологии.

Смотрите полный выпуск программы «Время Ямала» от 13:00 за 4 марта.


Мы используем файлы cookie.
Продолжая пользоваться сайтом, Вы автоматически соглашаетесь с использованием файлов cookie. Вы можете отказаться от использования cookies, отключив самостоятельно эту опцию в настройках браузера. Сохраненные файлы cookie можно удалить в любое время.