В Новом Уренгое пассажиры привыкают к безналичной системе оплаты проезда в автобусах
Самый популярный в Новом Уренгое седьмой автобусный маршрут который проходит практически через весь город. Корреспондент «Ямал-Медиа» решила посчитать, какая часть пассажиров рассчитается с помощью терминала, а какая — вручит деньги кондуктору.
Гульнара Аллоярова в этой профессии уже пять лет. Несмотря на ранние подъемы и поздние завершения смен, работа ей нравится, говорит женщина: всегда в движении, среди людей. Постоянные пассажиры ее узнают и здороваются. А некоторым оказывается нужна помощь.
Вот позавчера у меня девочка заснула. Разбудили, ничего. Потом обратно везем, если свою остановку прозевала
Гульнара Аллоярова
кондуктор
Теперь в автобусе вместе с Гульнарой курсирует «конкурент». Он не то что не разбудит — даже не поздоровается. Небольшая коробочка может поставить под вопрос существование целой профессии.
Внедрение автоматизированной системы оплаты — не прихоть, а обязанность для перевозчика. С мая 2019 года закон предписал снабжать общественный транспорт устройствами для безналичной оплаты. Тогда и началось наступление электронных машин на людей. Если раньше в новоуренгойском МУПАТ насчитывалось около 150 кондукторов, то теперь их осталось 32. Неужели и правда, с появлением терминалов кондукторы стали не нужны? Первые, кто вступился за представителей уходящей профессии — пенсионеры и будущие мамы, которым проще, чтобы кондуктор подошел к ним сам.
Пассажиры-мужчины более лояльно относятся к происходящим переменам.
У меня проездной, я льготник-ветеран. Мне без разницы: что водителю показал, что кондуктору. С другой стороны, кондукторы нужны, у нас же дети тут балованные
Александр Ибрагимов
Если нас спросить, наш коллектив кондукторский, то, конечно нужны. Многие люди спрашивают: «Зачем вас убирают?». Мы надеемся, что не уберут. Семерка — маршрут тяжелый. В час пик битком забито. И многие не хотят без чека, если честно. Они хотят работать с нами
Гульнара Аллоярова
кондуктор
Людей в салоне автобуса порой было столько, что посчитать их оказалось нереально. Но процентов 70 все-таки выбрали живого человека, и лишь 30 направились к терминалу.
Следующий маршрут — первый. Он идет в аэропорт, но не пользуется большой популярностью. Здесь уже давно нет кондукторов — можно расчитаться только с помощью терминала или вручить плату за проезд водителю. Кстати, большинство водителей тоже выступают за то, чтобы на линии у них были живые помощники и им не приходилось отвлекаться.
Так как мы передвигаемся по графику, бывает много народу. Все равно люди приходят, не все картой же оплачивают. Нужно бывает и сдачу дать, и билет
Искандер Моллакаев
водитель
А вот пассажиры в этом автобусе оказались более продвинутые. В переходе на современную систему оплаты они не видят ничего критичного.
Я думаю, что кондукторы не нужны, это действительно очень удобно. Может быть, не очень удобно для людей старшего поколения. Но для тех людей, у которых есть телефоны, смартфоны, это никаких проблем не составляет. Мелочи, даже кошелька с собой не взяла. Главное — чтобы были деньги на телефоне
Наталья
Плюс достаточный заряд батареи. Ведь терминалы не дают чеков. Говорят, у контролеров будут специальные считывающие устройства для карт. Но надежнее подтверждать оплату с помощью мобильного приложения. Цифровые гаджеты уступают человеку и в функциях контроля: зайца из автобуса высадить не смогут. Так что на автотранспортном предприятии увеличивают штат контролеров. Это позволяет проводить мягкую политику в отношении оставшихся кондукторов.
Мы не проводим сокращение. Мы просто, начиная с 2019 года не принимаем на работу сотрудников. Идет сокращение кондукторов за счет того, что кто-то уходит на пенсию, кто-то переходит на другую работу. Каждому кондуктору, который на сегодня у нас работает, предложено место контролера
Игорь Косухин
начальник муниципального автотранспортного предприятия
Правила диктует и экономическая ситуация. Содержание прежнего штата кондукторов предприятию обходилось в 65 миллионов рублей в год. Стоимость обслуживания автоматизированной системы оплаты — около восьми миллионов, увеличение штата контролеров — еще пять, итого 13 миллионов в год. Выгода для предприятия, расходы которого компенсируются из бюджета, очевидна.
За время второй поездки из 20 с лишним пассажиров к водителю не обратился никто: почти все рассчитались с помощью терминала, остальные ехали по проездным.
Так что, возможно, новоуренгойским пассажирам просто нужно время, чтобы привыкнуть. А скоро в отделениях банка-партнера в городе появятся пополняемые карты «Тройка». Они понятны для пенсионеров, которые не дружат с мобильными приложениями, и принимаются даже в столичном метро.
Смотрите полный выпуск «Время Ямала» 13:00 от 16 декабря.