В Салехарде 83 ребенка с расстройством аутистического спектра прошли АВА-терапию
Сортировка деталей по цветам помогает развить логическое мышление, внимание и мелкую моторику. Еще несколько месяцев назад шестилетнему Марку было сложно усидеть на месте. Сейчас он с легкостью выполняет эти задания, потому что знает, что за старания ждет награда — возможность покачаться на бревне.
«Помимо того, что он учится сортировать по цветам, он учится выполнять инструкцию: учится ждать, доделывать до конца. Вы видели — ему это не очень нравится, но нужно доделать до конца», — говорит старший АВА-инструктор, педагог-психолог центра социального обслуживания населения «Доверие» Алина Кирьянова.
Из-за расстройства аутистического спектра Марку сложно выражать эмоции, общаться с людьми и концентрировать внимание. У таких людей пониженная или, наоборот, сверхвысокая чувствительность к звукам, свету и прикосновениям.
АВА — английская аббревиатура, которая переводится как прикладной анализ поведения. Этот подход позволяет понять поведение ребенка и, изменяя среду вокруг, научить его новым важным навыкам. После каждого упражнения специалисты создают для мальчика комфортные условия, чтобы он расслабился. Гамак имитирует ощущение нахождения в утробе матери.
«Чувство безопасности, уединенности. Помимо того, что происходит воздействие со всех сторон на тело ребенка. Плюс еще моментами покачивания, моментами закручивания добавляется вестибулярная нагрузка», — разъясняет АВА-терапевт, логопед центра «Доверие» Мария Сильченко.
Аутистические признаки обычно начинают проявляться уже с трех месяцев. Именно с этого возраста нужно обращать внимание на поведение ребенка: реагирует ли он на окружающий мир, хочет ли улыбаться или агукать. И если есть какие-то сомнения, то лучше обратиться к специалистам. Развить АВА-терапию в Салехарде и Лабытнанги жители попросили на встрече с губернатором в прошлом году. Предложение получило отклик — с тех пор методике обучились шесть терапевтов, а интенсивные курсы прошли 83 ребенка.
«Очень часто дети испытывают сложности в социальном взаимодействии, с каким-то бытовыми навыками. То есть с кем-то мы работаем над самостоятельным обуванием сандалий, а с кем-то мы строим фразовую речь», — рассказывает АВА-терапевт, логопед Мария Сильченко.
Смотрите полный выпуск программы «Время Ямала» от 17:00 за 30 октября.