В Салехарде провели выставку в честь Дня памяти и скорби
Да, сегодня время скорби — ведь в этот день началась война. Но все же нашлось место и торжеству, пусть скромному и тихому. Ведь у россиян, особенно у молодого поколения, давно укрепилось понимание: те страшные события далеко позади, а закончилось всё Победой.
Поэтому сейчас можно со спокойной душой и сфотографироваться в военной форме, и насладиться музыкой тех лет. Оружие уже не страшит — его даже детям дают поиграть.
«Это магазин для немецкого пулемета МГ — кекс в народе называют, видите, похож на кекс. Сюда лента заряжалась пулеметная, спиралька», — показал участник поискового отряда «Карские экспедиции» Дмитрий Голиков.
Все это ямальские поисковики нашли на полях сражений. Конечно, в первую очередь во время экспедиций ищут останки погибших солдат, чтобы с почестями их захоронить. Прочее становится музейными экспонатами.
«Ружья эти оказали сильный эффект в первый год войны. За счет высокой удельной энергии и мощного патрона они могли остановить технику бронированную», — рассказывает о еще одном экспонате участник поискового отряда «Карские экспедиции» Сергей Картушин.
Рядом помогают установить судьбу и место захоронения красноармейцев.
«Когда пропал без вести либо был убит где. И потом будем искать. С помощью наших архивных данных, есть у нас интернет-ресурсы, источники», — рассказала участница поискового отряда «Карские экспедиции» Оксана Пищулина.
Любовь Бексилева знает, где и когда погиб ее отец, похоронка на руках. Освобождал Севастополь в 44-м, там и могила. Она лишь хочет, чтобы его имя нанесли на одну из плит здесь, в Салехарде.
«Все равно, или я здесь пошла, цветы положила, или... в Крым я не могу ездить по состоянию здоровья», — говорит Любовь Бексилева.
Организовали и просветительскую программу. Взрослым рассказывали о тыловой жизни Салехарда в годы Великой Отечественной, о том, как здесь трудились для фронта.
«После двух-трех смен они шли не домой, а шить теплую ватную одежду», — отметила библиотекарь культурного центра «Наследие» Марина Серасхова.
За время войны ямальцы отправили на фронт 22 миллиона банок консервов, в том числе из оленины и дичи. У Людмилы Бабиковой дед добывал рыбу.
«Они перевыполнили план, и колхоз был представлен к государственной награде. Потому что рыбу ловили тоннами», — рассказала Людмила Бабикова.
А это уже занятия для детей. Одни плетут фенечки, другие шьют мешочки — в данном случае для конфет.
«Мамы и жены шили своим мужьям вот такие кисеты и клали туда землю, зашивали. Это был как оберег, чтобы они помнили, что это родная земля», — отметила художник-модельер швейной мастерской центра культуры и спорта «Геолог» Татьяна Таценко.
А потом уже все вместе угощаются солдатской кашей. И смотрят военные фильмы — там же, в Городском саду, оборудовали кинотеатр.
В завершение — небольшая военно-историческая реконструкция 22 июня 1941 года. По всем радиостанциям звучит голос Левитана, добровольцы торопятся в военные комиссариаты, принимают присягу, а потом уходят на войну. Хотя перед этим, если следовать фактам, еще должны были пройти курс молодого бойца.
«Это все шло по ускоренному курсу. Практически бывало так, что ребята с эшелонов слазили и тут же вступали в бой», — дает историческую справку командир поискового отряда «Карские экспедиции» Андрей Гуничев.
На Ямале тогда жили всего 45 тысяч человек. Из них девять тысяч ушли на фронт. Не вернулся каждый четвертый.
Смотрите полный выпуск программы «Время Ямала» от 19:30 за 23 июня.