В Центре изучения Арктики рассказали, где на Ямале не страшно умереть
В Салехарде и южнее на глубине захоронений уже нет мерзлоты. Она есть в районе сел Новый Порт и Антипаюта, а также севернее. Там хоронят в песчаных местах, где летом опасность большого оттаивания и выпучивания минимальна, сообщили ИА «Север-Пресс» в Научном центре изучения Арктики.
Ритуальные службы в регионе к зимнему периоду готовятся заранее. Если готового места для захоронения нет, то зимой участок прогревается паровой передвижной установкой. Затем землю рыхлят с помощью отбойного молотка.
Чем дальше от цивилизации, тем больше старинных обрядов. Ненцы по-прежнему хоронят умерших наземным способом в хальмерах — так называется традиционное ненецкое кладбище. Там тело помещают в деревянный ящик на сваях. У захоронений оставляют имущество усопших. Вещи повреждают и устанавливают вверх дном. По ненецким поверьям, по ту сторону жизни все «зеркалится». Кочевники редко навещают захоронения и не ухаживают за ними — иначе это будет считаться запретным вмешательством в загробную жизнь.
Ханты также снабжают покойного всем необходимым и повреждают его имущество на захоронении «сур». Но хоронят покойного на третий день. Место для кладбища стараются выбирать так, чтобы между ним и поселением была водная граница — барьер между живыми и мертвыми.
Селькупы могли хоронить покойных в земле, сплавлять по воде или устраивать воздушные захоронения. В последнем случае тело заворачивали в шкуру или бересту и подвешивали на ремнях на дереве. Через несколько лет останки опускали в неглубокую яму и сжигали. В костер бросали вещи умершего.
Ранее мы писали, что семейным общинам коренных народов помогут сохранить традиции.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».