Северный широтный ход на Восток. Почему его строительство нужно не только ЯНАО, но и всей России
Строительство СШХ позволит приблизиться к решению нескольких задач. Повысится уровень связанности территории России путем расширения и модернизации транспортной инфраструктуры и обеспечения круглогодичного транспортного сообщения малонаселенных территорий Арктической зоны с другими российскими регионами.
Проект, как рассказала в разговоре с «Ямал-Медиа» директор Института пути, строительства и сооружений, доктор, профессор Таисия Шепитько, возник еще в СССР, потом к нему возвращались в 2000-х годах. В 2016 году для его реализации была создана концессионная компания ООО СШХ, но в силу разных причин строительство откладывалось. К 2020 году его планировали достроить, но строительство так и не было начато, добавила она.
Планируется, что СШХ сможет пропускать 23,9 миллиона тонн грузов в год. Для этого необходимо обеспечить смычку между Северной и Свердловской железными дорогами — от Лабытнанги с мостом через Обь в районе Салехарда, через Надым и до Коротчаево — длиной в 700 километров, как пишет газета «Коммерсант». За счет этого будет обеспечена связь транспортной системы страны через порт Сабетта с Северным морским путем, сократится протяженность транспортных маршрутов от месторождений в северных районах Западной Сибири до Балтики, портов Баренцева и Карского морей, указал Neftegaz.ru. Общая стоимость проекта составит 292,3 миллиарда рублей.
Важность для ЯНАО и России
Правительство ЯНАО станет инвестором строительства автомобильной части моста через Обь в районе Салехарда, пишет «Красный Север». Губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов подчеркнул, что проект СШХ имеет ключевое значение для Арктики. Он свяжет западную и восточную части округа, разгрузит Транссиб и БАМ.
Как рассказала «Ямал-Медиа» Таисия Шепитько, строительство СШХ позволит жителям региона иметь всесезонный, надежный вид транспорта — железную дорогу.
Директор Института пути, строительства и сооружений Таисия Шепитько:
Территория России охватывает семь часовых поясов, и ее государственная целостность тесно связана с необходимостью развития транспортной инфраструктуры. Строительство СШХ важно для страны в целом, поскольку позволит соединить Северную и Свердловскую железные дороги и использовать транзитный потенциал страны, в том числе и во вновь складывающихся условиях.
Задача по разгрузке напряженных по объемам перевозок Транссиба и БАМа является важной, и часть ее решения — строительство СШХ
Транспортная доступность ЯНАО
Будут возить и потребительские продукты, и товары первой необходимости, уменьшать объемы северного завоза. Известно, что самым коротким и дешевым путем сообщения является Северный морской путь, который связывает Тихоокеанский и Североатлантический бассейны. Но, к сожалению, Северный морской путь имеет существенный недостаток — замерзающие в зимнее время порты.
Поэтому для обеспечения всесезонного транспортного сообщения транспортная инфраструктура в Арктической зоне должна иметь, в дополнение к Северному морскому пути тяготеющий к нему железнодорожный Северный широтный ход по маршруту Салехард — Надым — Коротчаево, с развитием в перспективе до Игарки — Норильска — Дудинки, меридиональные железнодорожные, автодорожные и речные маршруты.
В комплексе они позволят сформировать национальную высокоширотную транспортную систему России в Арктике
Финансирование СШХ
В современных условиях СШХ является полностью российским проектом. Предполагаемые инвесторы — ОАО «РЖД», ПАО «Газпром», власти ЯНАО. Стоимость проекта предварительно оценивается в сумму около 300 миллиардов рублей. Прогнозируемый объем перевозок по СШХ около 24 млн тонн грузов в год, в основном — транспортировка газового конденсата. Летом 2021 года ЯНАО направил заявку на инфраструктурный кредит в 50 миллиардов рублей на реализацию проекта, в декабре 2021 года заявка была одобрена.
Проект зародился еще в СССР. Ученые РУТ (МИИТ) в течение нескольких десятилетий активно и результативно участвуют в решении проблем, связанных с развитием транспортной инфраструктуры в районах распространения многолетнемерзлых грунтов на этапах проектирования, строительства, текущего содержания, мониторинга транспортных объектов в Арктической зоне РФ.
На одном из этапов работы над проектом «Северный широтный ход» в 2014 году ученых РУТ (МИИТ) привлекли для оказания услуг Технического консультанта по проекту СШХ «Обская-2 — Салехард — Надым — Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево». В рамках консультирования они проанализировали существующую техническую документацию по проекту, подтверждение его технологической реализуемости, капитальные и операционные затраты, экологическую безопасность.
Поручение Президента РФ предполагает начало строительства в 2022 году. Однако сроки окончания зависят от многих факторов.
Самые актуальные новости — в нашем Telegram-канале «Ямал-Медиа».