http://Top.Mail.Ru
501-я стройка или Мертвая дорога Сталина: история, мифы и современность | Ямал-Медиа
11 ноября 2022, 07:57 (обновлено: 11 ноября 2022, 08:16)

501-я стройка на Ямале: «мертвая дорога» Салехард – Надым

Что за объект 501-я стройка, разговоры о которой не утихают вот уже больше 70 лет? Ее называют «дорогой смерти» или «мертвой». По легенде, чуть ли под каждой ее шпалой якобы покоится узник ГУЛАГа. Развенчиваем мифы, рассказываем, почему заключенные на строительство железной дороги шли добровольно и как сегодня можно попасть в бараки.
Фото: стоп-кадр из фильма «Музейный ГУЛАГ. Документальный фильм | Полярные истории»/«Ямал-Медиа»
Фото: стоп-кадр из фильма «Музейный ГУЛАГ. Документальный фильм | Полярные истории»/«Ямал-Медиа»

Около полутора тысяч километров трансполярной магистрали должны были соединить европейскую часть страны с дельтой Енисея. Однако грандиозный проект закрыли после смерти Сталина. За шесть лет было построено более 800 км из запланированного пути.

Фото: стоп-кадр из программы «501 стройка: темное наследие ГУЛАГа на Ямале»/«Ямал-Медиа»
Фото: стоп-кадр из программы «501 стройка: темное наследие ГУЛАГа на Ямале»/«Ямал-Медиа»

Мертвая дорога: почему ее так называют

Строительные работы начались весной 1949 года. Строили сразу по всей трассе. Шли с двух сторон: от Салехарда и от Игарки. На всей протяженности дороги с шагом 5—10 километров ставили лагпункты. Только между Салехардом и Надымом их было построено 34. Из них к Надыму относилось 18, а это около 180 километров «железки».

Общие затраты на строительство составили около четырех миллиардов рублей. Дорогу возводили в условиях вечной мерзлоты. Но уникальность проекта была не только в его стоимости.

Сооружение мостов через крупные реки на магистрали не предусматривалось. Для переправы по рекам летом планировали использовать самоходные паромы, зимой — «ледянку» — временную железную дорогу, проложенную по льду.

«Мертвой» дорогу стали называть уже после закрытия стройки. это скорее было связано с ее невостребованностью, чем с числом погибших заключенных. За шесть лет на объекте по разным причинам умерли около трех тысяч человек из 100 тысяч.

Фото: стоп-кадр из программы «Еду на Ямал — Путешествие в автодоме. Мертвая дорога»/«Ямал-Медиа»
Фото: стоп-кадр из программы «Еду на Ямал — Путешествие в автодоме. Мертвая дорога»/«Ямал-Медиа»

Лагерные ударники: как зеки сокращали сроки на 501-й стройке

По некоторым данным, в разгар стройки — в 1951 году — на дороге работали 85 тысяч заключенных. Закончить стройку требовалось в 1955 году, поэтому в целях стимулирования заключённых устанавливали зачеты рабочих дней: за каждый день пребывания в лагере с выполнением установленного плана — сокращение срока опережающими темпами.

«На эту стройку ехали с других, где тоже была система зачетов, потому что за счет хорошей работы, перевыполнения нормы, можно было значительно сократить свой срок. К примеру, я несколько лет вел разговор с бывшим заключенным Александром Сновским. Он был осужден (ст. 58) на 10 лет. Отсидел шесть. Постоянно перекрывал нормы: то день за два, то день за три», — рассказал ямальский историк, краевед Вадим Гриценко.

Фото: стоп-кадр из программы «Большое интервью»/«Ямал-Медиа»
Фото: стоп-кадр из программы «Большое интервью»/«Ямал-Медиа»

Строительство свернули в 1953 году. Однако в 1955-м в эксплуатацию приняли участок Чум — Лабытнанги. Часть от Коротчаево до старого Надыма восстановили в 70-х годах. В настоящее время действует 200 км ветки Чум — Лабытнанги.

Какие лагпункты 501-й стройки можно посетить туристам по трассе Салехард — Надым

После открытия дороги Салехард-Надым многие лагпункты стали практически в шаговой доступности для туристов. Самостоятельно можно добраться как минимум до двух исторических точек. Есть и туры, которые проводят частники, можно обратиться в МВК имени И.С. Шемановского.

Фото: стоп-кадр из программы «Большое интервью»/«Ямал-Медиа»
Фото: стоп-кадр из программы «Большое интервью»/«Ямал-Медиа»

Исследователи считают, что лагеря 501-й стройки были грамотно вписаны в ландшафт. Их располагали на возвышенностях, одна из сторон которой всегда упиралась в природное препятствие — обрыв, болото.

Условия жизни создавались терпимые. По информации, которую удалось собрать историку Вадиму Гриценко, по тем временам, заключенные питались не хуже, чем большинство людей на воле. Почти одинаковым питание было и у «строителей», и у их охранников. В последние можно было попасть из первых. На стройках 501 и 503 до 40% вооруженной охраны составляли завербованные сидельцы. При оформлении в самоохрану смотрели на статьи. Не брали осужденных за бандитизм и политзаключенных.

Мнение бывших охранников, заключенных, которых я опрашивал в 1989 году в Салехарде, они формулировали так: нормальный мужик в самоохрану не шел. Шли менее моральные люди. Это первая позиция. Вторая состоит в том, что те зверства, те инциденты проводились руками самоохранников. Государство берегло заключенных, как инструмент. Не было смысла дополнительно угнетать их. Главная задача была — хорошо работать. Если офицер или сержант позволяли себе что-то сверх положенного, это либо становилось предметом обсуждения на партсобрании, либо выносилось взыскание по службе. Более того, такой человек мог быть даже осужден.

Вадим Гриценко

историк, краевед (Надым)

Лагпункт № 93 у разъезда «Щучий»

Лагерный пункт № 93 — мужская зона на 300 заключенных. Строили разъезд «Щучий», который расположен в 42 километрах от Надыма. Добраться туда по асфальтированной дороге труда не составит. Уже много лет сохранением исторического объекта от разрушения занимается местный историк и краевед Вадим Гриценко. Он собирает команды волонтеров, в том числе из туристов-одиночек. Например, в штрафном изоляторе восстановили печку.

«По многолетнему опыту могу сказать, что среди нашего населения отношение к лагерям примерно такое же сакральное, как к церквям. Поэтому нет актов вандализма», — отметил Гриценко в одном из интервью АНО «Ямал-Медиа».

Фото: стоп-кадр из программы Еду на Ямал — Путешествие в автодоме. Мертвая дорога/«Ямал-Медиа»
Фото: стоп-кадр из программы Еду на Ямал — Путешествие в автодоме. Мертвая дорога/«Ямал-Медиа»

Если присмотреться к фото выше, можно заметить, что на выступах люди оставляют конфеты, сигареты. Иногда оставляют целыми пачками. Такие «гостинцы» хранятся не только в здании карцера. Во всех помещениях, куда можно зайти, люди ставят рюмки (иногда со спиртным), иконки.

Лагпункт № 76 у разъезда «Глухариный»

Лагпункт 501-й стройки № 76 у разъезда «Глухариный» — мужская зона усиленного режима для 352 заключенных, осужденных на сроки от 15 до 25 лет. Лагпункт был построен весной 1950 года для проведения «земляных карьерных работ». Он расположен в 217 километрах от окружной столицы и в 134 километрах от Надыма. С юга подступ к площадке ограничен железнодорожной линией, с запада и севера — рекой Лимбяяха.

Фото пресс-службы губернатора ЯНАО
Фото пресс-службы губернатора ЯНАО

Лагпункт признан объектом культурного наследия регионального значения. Здесь хорошо сохранились: сторожевые вышки, часть зоны и предзонника, вахта, ворота, штрафной изолятор, доска показателей.

Сейчас на месте ведутся работы по созданию первого в стране музея, посвященного жизни заключенных — строителей трансарктической железнодорожной магистрали. Такое решение принял губернатор региона Дмитрий Артюхов после посещения объекта во время ежегодного «Честного маршрута» по Ямалу. Открыть музей под открытым небом для посещения планируется в конце 2024 года.

Лагпункт «Кинжальный» для осужденных женщин

Фото: Екатерина Золотарева/«Ямал-Медиа»
Фото: Екатерина Золотарева/«Ямал-Медиа»

В лагерь «Кинжальный» туристы ходят из Салехарда. Маршрут рассчитан на несколько дней. К «Кинжальному» не подойти с дороги. Пешком, с остановкой на обустройство лагеря для ночевки, нужно пройти около 30 километров. Большая часть дороги, которая ведет к лагерю — та самая «железка», которую строили заключенные. Сохранившихся объектов в лагере немного, он густо порос березами.

Что еще посмотреть на «Ямал-Медиа» о 501-ой стройке

Музейный ГУЛАГ. Документальный фильм | Полярные истории

501 стройка: темное наследие ГУЛАГа на Ямале | Факты

«Бежать отсюда некуда»

Еду на Ямал — Путешествие в автодоме. Мёртвая дорога

Салехардцев приучают к туризму «мрака»


Загрузка...