501-я стройка на Ямале: «мертвая дорога» Салехард – Надым
Около полутора тысяч километров трансполярной магистрали должны были соединить европейскую часть страны с дельтой Енисея. Однако грандиозный проект закрыли после смерти Сталина. За шесть лет было построено более 800 км из запланированного пути.
Мертвая дорога: почему ее так называют
Строительные работы начались весной 1949 года. Строили сразу по всей трассе. Шли с двух сторон: от Салехарда и от Игарки. На всей протяженности дороги с шагом 5—10 километров ставили лагпункты. Только между Салехардом и Надымом их было построено 34. Из них к Надыму относилось 18, а это около 180 километров «железки».
Общие затраты на строительство составили около четырех миллиардов рублей. Дорогу возводили в условиях вечной мерзлоты. Но уникальность проекта была не только в его стоимости.
Сооружение мостов через крупные реки на магистрали не предусматривалось. Для переправы по рекам летом планировали использовать самоходные паромы, зимой — «ледянку» — временную железную дорогу, проложенную по льду.
«Мертвой» дорогу стали называть уже после закрытия стройки. это скорее было связано с ее невостребованностью, чем с числом погибших заключенных. За шесть лет на объекте по разным причинам умерли около трех тысяч человек из 100 тысяч.
Лагерные ударники: как зеки сокращали сроки на 501-й стройке
По некоторым данным, в разгар стройки — в 1951 году — на дороге работали 85 тысяч заключенных. Закончить стройку требовалось в 1955 году, поэтому в целях стимулирования заключённых устанавливали зачеты рабочих дней: за каждый день пребывания в лагере с выполнением установленного плана — сокращение срока опережающими темпами.
«На эту стройку ехали с других, где тоже была система зачетов, потому что за счет хорошей работы, перевыполнения нормы, можно было значительно сократить свой срок. К примеру, я несколько лет вел разговор с бывшим заключенным Александром Сновским. Он был осужден (ст. 58) на 10 лет. Отсидел шесть. Постоянно перекрывал нормы: то день за два, то день за три», — рассказал ямальский историк, краевед Вадим Гриценко.
Строительство свернули в 1953 году. Однако в 1955-м в эксплуатацию приняли участок Чум — Лабытнанги. Часть от Коротчаево до старого Надыма восстановили в 70-х годах. В настоящее время действует 200 км ветки Чум — Лабытнанги.
Какие лагпункты 501-й стройки можно посетить туристам по трассе Салехард — Надым
После открытия дороги Салехард-Надым многие лагпункты стали практически в шаговой доступности для туристов. Самостоятельно можно добраться как минимум до двух исторических точек. Есть и туры, которые проводят частники, можно обратиться в МВК имени И.С. Шемановского.
Исследователи считают, что лагеря 501-й стройки были грамотно вписаны в ландшафт. Их располагали на возвышенностях, одна из сторон которой всегда упиралась в природное препятствие — обрыв, болото.
Условия жизни создавались терпимые. По информации, которую удалось собрать историку Вадиму Гриценко, по тем временам, заключенные питались не хуже, чем большинство людей на воле. Почти одинаковым питание было и у «строителей», и у их охранников. В последние можно было попасть из первых. На стройках 501 и 503 до 40% вооруженной охраны составляли завербованные сидельцы. При оформлении в самоохрану смотрели на статьи. Не брали осужденных за бандитизм и политзаключенных.
Мнение бывших охранников, заключенных, которых я опрашивал в 1989 году в Салехарде, они формулировали так: нормальный мужик в самоохрану не шел. Шли менее моральные люди. Это первая позиция. Вторая состоит в том, что те зверства, те инциденты проводились руками самоохранников. Государство берегло заключенных, как инструмент. Не было смысла дополнительно угнетать их. Главная задача была — хорошо работать. Если офицер или сержант позволяли себе что-то сверх положенного, это либо становилось предметом обсуждения на партсобрании, либо выносилось взыскание по службе. Более того, такой человек мог быть даже осужден.
Вадим Гриценко
историк, краевед (Надым)
Лагпункт № 93 у разъезда «Щучий»
Лагерный пункт № 93 — мужская зона на 300 заключенных. Строили разъезд «Щучий», который расположен в 42 километрах от Надыма. Добраться туда по асфальтированной дороге труда не составит. Уже много лет сохранением исторического объекта от разрушения занимается местный историк и краевед Вадим Гриценко. Он собирает команды волонтеров, в том числе из туристов-одиночек. Например, в штрафном изоляторе восстановили печку.
«По многолетнему опыту могу сказать, что среди нашего населения отношение к лагерям примерно такое же сакральное, как к церквям. Поэтому нет актов вандализма», — отметил Гриценко в одном из интервью АНО «Ямал-Медиа».
Если присмотреться к фото выше, можно заметить, что на выступах люди оставляют конфеты, сигареты. Иногда оставляют целыми пачками. Такие «гостинцы» хранятся не только в здании карцера. Во всех помещениях, куда можно зайти, люди ставят рюмки (иногда со спиртным), иконки.
Лагпункт № 76 у разъезда «Глухариный»
Лагпункт 501-й стройки № 76 у разъезда «Глухариный» — мужская зона усиленного режима для 352 заключенных, осужденных на сроки от 15 до 25 лет. Лагпункт был построен весной 1950 года для проведения «земляных карьерных работ». Он расположен в 217 километрах от окружной столицы и в 134 километрах от Надыма. С юга подступ к площадке ограничен железнодорожной линией, с запада и севера — рекой Лимбяяха.
Лагпункт признан объектом культурного наследия регионального значения. Здесь хорошо сохранились: сторожевые вышки, часть зоны и предзонника, вахта, ворота, штрафной изолятор, доска показателей.
Сейчас на месте ведутся работы по созданию первого в стране музея, посвященного жизни заключенных — строителей трансарктической железнодорожной магистрали. Такое решение принял губернатор региона Дмитрий Артюхов после посещения объекта во время ежегодного «Честного маршрута» по Ямалу. Открыть музей под открытым небом для посещения планируется в конце 2024 года.
Лагпункт «Кинжальный» для осужденных женщин
В лагерь «Кинжальный» туристы ходят из Салехарда. Маршрут рассчитан на несколько дней. К «Кинжальному» не подойти с дороги. Пешком, с остановкой на обустройство лагеря для ночевки, нужно пройти около 30 километров. Большая часть дороги, которая ведет к лагерю — та самая «железка», которую строили заключенные. Сохранившихся объектов в лагере немного, он густо порос березами.
Что еще посмотреть на «Ямал-Медиа» о 501-ой стройке
Музейный ГУЛАГ. Документальный фильм | Полярные истории
501 стройка: темное наследие ГУЛАГа на Ямале | Факты
Еду на Ямал — Путешествие в автодоме. Мёртвая дорога
Салехардцев приучают к туризму «мрака»