http://Top.Mail.Ru
Олег Меньшиков: лучшие роли, личная жизнь, цитаты, где сейчас актер | Ямал-Медиа
07 ноября 2025, 14:21 (обновлено: 07 ноября 2025, 17:01)

Актер и режиссер Олег Меньшиков: человек-оркестр, который всегда играет соло

Актеру и режиссеру Олегу Меньшикову 8 ноября исполняется 65 лет

Олег Меньшиков ворвался в советское кино, как свежий ветер в душную комнату, и навсегда остался в памяти тем самым Костиком из «Покровских ворот». Легкий, изящный, с ироничной усмешкой, которая могла вмиг смениться вселенской тоской в глазах, как в фильме Михалкова «Родня». Теперь ему шестьдесят пять, но все еще кажется, будто это какая-то ошибка в справочниках.

Детство и юность актера

Олег Евгеньевич Меньшиков родился 8 ноября 1960 года в Серпухове: папа — военный инженер, мама — врач-невролог. Никаких актерских династий и закулисного детства. Зато была музыкальная школа по классу скрипки, к которой позднее добавилось и фортепиано. Именно скрипка, возможно, и подарила ему особенную пластику, почти аристократическую осанку, которая так отличала Меньшикова от других актеров его поколения. Он не выглядел как «парень с нашего двора» и всегда словно наблюдал за всем со стороны.

Фото: Godlas Harianja/Shutterstock/Fotodom
Фото: Godlas Harianja/Shutterstock/Fotodom

Актерский талант Олега Меньшикова заметил преподаватель Щепкинского училища Владимир Монахов. Как-то в гостях с родителями на свадьбе юноша поразил присутствующих: играл на скрипке и фортепиано, аккомпанировал певцам и музыкантам, импровизировал и декламировал. После этого Монахов пригласил его на прослушивание. После встречи педагог сравнил будущего актера с Жераром Филипом.

В 1977 году Меньшиков поступил в Щепкинское училище на курс к Монахову. Уже во время учебы он прославился яркими юмористическими номерами и ролями в студенческих спектаклях. Особый успех ему принесла роль немецкого офицера Вернера в выпускной постановке «Нашествие» по пьесе Леонида Леонова, при этом он сознательно отказался от главной роли, предпочтя второстепенного персонажа.

«Он играл чванливого, туповатого, самоуверенного офицера с тайной иронией, и очень точно по рисунку, — вспоминал режиссер спектакля. — В результате Олег создал шедевр. Я и тогда не боялся этого слова, отмечая его работу, и теперь смело повторяю. Все училище сбегалось посмотреть на Меньшикова в роли Вернера, так было интересно наблюдать за ним».

Еще одна дипломная работа, в спектакле «Лестница славы», принесла Олегу Меньшикову успех и приглашение в труппу Малого театра. К тому моменту он уже дебютировал в кино, сыграв в фильмах «Жду и надеюсь» (1980), «Родня» (1981) и «Полеты во сне и наяву» (1982).

Кадр из фильма «Полеты во сне и наяву»/Киностудия имени А. П. Довженко/kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Полеты во сне и наяву»/Киностудия имени А. П. Довженко/kinopoisk.ru

Роль Олега Меньшикова в картине «Родня» запомнилась всем и сразу, хотя почти целиком состояла из немого крупного плана. Сразу после выхода фильма все заговорили: «У Михалкова снимался какой-то уникальный актер интеллектуального дарования...»

В картине «Полеты во сне и наяву» он сыграл безымянного молодого человека с холодным циничным взглядом, готового разрушить чужое прошлое — просто так. Эти первые, хоть и второстепенные, роли раскрыли разноплановый потенциал Меньшикова, но всесоюзно знаменитым его сделал фильм «Покровские ворота» (1982).

Олег Меньшиков в фильме «Покровские ворота»

Режиссер Михаил Козаков считал Олега Меньшикова «божьим подарком» для фильма и мгновенно утвердил девятнадцатилетнего актера на Костика после первой же пробы.

Олег Меньшиков в фильме «Покровские ворота». Фото: «Мосфильм»/«МВК»/imdb.com
Олег Меньшиков в фильме «Покровские ворота». Фото: «Мосфильм»/«МВК»/imdb.com

Это была роль-вспышка, абсолютное попадание в образ. Меньшиков не играл обаяние — он сам им был. Его Костик стал для многих поколений воплощением легкости, почти моцартианской витальности на фоне уходящей коммунальной натуры. Он был именно что не советским героем, даже не оттепельным, а живым, подвижным, ироничным молодым человеком на все времена. Страна влюбилась в этого юношу, который так легко порхал по жизни, попутно решая чужие проблемы и веря в светлое будущее для всех.

«В молодости у меня долго было ощущение, что я просто лечу… В каком-то счастливом полете. И все было в кайф, — признавался Олег Меньшиков. — Более того, я долго думал, что у всех актеров точно так. Это потом я понял, что совсем не у всех. Просто мне везло. Но я был готов к этому везению».

Олег Меньшиков в фильме «Покровские ворота». Фото: «Мосфильм»/«МВК»/imdb.com
Олег Меньшиков в фильме «Покровские ворота». Фото: «Мосфильм»/«МВК»/imdb.com

Эта легкость стала его визитной карточкой, но и его проклятием, от которого он потом будет старательно убегать. «Спокойствие. Молодость — это мгновение. Вы не успеете оглянуться, как я изменюсь. И не в лучшую сторону. Каким рассудительным я буду. Каким умеренным стану я», — говорит Костик Ромин в фильме. И многое из этого сбылось в жизни Олега Меньшикова.

До «Утомленных солнцем»: театр и кино

Благодаря своему театральному опыту он преодолел рамки этого амплуа. Срочную службу он проходил в театре Советской армии, а в 1985-м перешел в театр имени Ермоловой. Его роли растерянного современника в «Спортивных сценах 1981 года» и трагического Робеспьера во «Втором годе свободы» продемонстрировали столичным критикам настоящий масштаб и разносторонность его дарования. «Образы, создаваемые Меньшиковым, не пронизаны какой-либо одной, важной для актера, объединяющей темой. Общее во всех его героях — лишь жизнелюбие и жажда деятельности», — писал тогда журнал «Театр».

Олег Меньшиков в фильме «Мой любимый клоун». Фото: «Мосфильм»/kinopoisk.ru
Олег Меньшиков в фильме «Мой любимый клоун». Фото: «Мосфильм»/kinopoisk.ru

В 1989 году Меньшиков исполнил заглавную роль в ставшем театральной легендой спектакле «Калигула». Еще одна знаковая работа — Вацлав Нижинский в спектакле «N». А мировую известность на театральной сцене ему принесла роль Сергея Есенина в спектакле «Когда она танцевала». Сложилось все: это был бессмертный лондонский театр «Глобус», дуэт с Ванессой Редгрейв и премия Лоуренса Оливье.

В 1980–1990-е Олег Меньшиков много и продуктивно работал в кино. В его фильмографии появились роли в таких картинах, как «Поцелуй» (1983), «Капитан Фракасс» (1984), «Полоса препятствий» (1984), «Михайло Ломоносов» (1984–1986), «Володя большой и Володя маленький» (1985), «По главной улице с оркестром» (1986), «Мой любимый клоун» (1987), «Моонзунд» (1987), «Брызги шампанского» (1989), «Жизнь по лимиту» (1989), «Лестница» (1989), «Яма» (1990) и «Дюба-Дюба» (1992).

Олег Меньшиков в фильме «Лестница». Фото: «Мосфильм»/«Ритм»/kinopoisk.ru
Олег Меньшиков в фильме «Лестница». Фото: «Мосфильм»/«Ритм»/kinopoisk.ru

Работа в ленте «Моонзунд» режиссера Александра Муратова принесла актеру серебряную медаль имени Довженко, а за роль в фильме «Дюба-Дюба» он был номинирован на «Нику» за лучшую мужскую роль.

Олег Меньшиков — лицо трагическое

1994-й год. Его герой в «Утомленных солнцем» — сломленный, циничный агент НКВД Митя. Куда делся легкий мальчик? Его нет, хотя Митя — это тот же Костик, только повзрослевший в аду. Обаяние стало функцией, инструментом для уничтожения: перед зрителем был человек с мертвыми глазами, в которых порой плескалась такая боль пополам с жаждой мести, что зрителям становилось физически не по себе. Именно тогда Меньшиков показал страшную изнанку своего дара, доказав теперь и киномиру, что он не просто «обаятельный артист», а трагик шекспировского масштаба.

Олег Меньшиков в фильме «Утомленные солнцем». Фото: Студия «Тритэ»/Госкино/Russkiy klub/Caméra One/Canal+/Media Factory/imdb.com
Олег Меньшиков в фильме «Утомленные солнцем». Фото: Студия «Тритэ»/Госкино/Russkiy klub/Caméra One/Canal+/Media Factory/imdb.com

А потом был «Кавказский пленник» (1996) Сергея Бодрова-старшего. Здесь от былой легкости не осталось и следа. Его прапорщик Саша — уставший, циничный, почти сломленный человек, но в котором вопреки всему просыпается нечто человеческое. В паре с юным Сергеем Бодровым-младшим, который стал воплощением новой искренности в кино, Меньшиков сыграл человека выжженного поколения — и все это по мотивам рассказа Льва Толстого. Это был еще один его побег из амплуа «Костика» и, возможно, еще более трагический.

Финальной точкой в его карьере «героя-романтика» стал «Сибирский цирюльник» (1998): масштабное, кроенное-перекроенное, но красивое и немного избыточное кино, где он был уже даже не персонажем, а мифом из времен «балов, красавиц и юнкеров». За эту роль Меньшиков получил третью Государственную премию РФ (первые две — за «Утомленные солнцем» и «Кавказского пленника»).

Олег Меньшиков на съемках фильма «Сибирский цирюльник». Фото: Игорь Гневашев/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Олег Меньшиков на съемках фильма «Сибирский цирюльник». Фото: Игорь Гневашев/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

«Если человек после 40 лет думает о каких-то премиях, значит, ему следует идти к врачу. После 40 меня никакие премии уже не волновали. Мне было все равно. Счастливым меня делает только работа», — рассказывал актер.

Новые роли в кино

Яркий талант Олега Меньшикова получил новое признание после приглашения на одну из ключевых ролей в фильме французского режиссера Режиса Варнье «Восток-Запад» (1999). В этой картине, которая была номинирована на «Оскар», его партнерами по съемочной площадке стали мировые звезды Катрин Денев и Сандрин Боннер.

В новом тысячелетии Меньшиков снялся в целом ряде культурно значимых проектов. Он воплотил на экране образы Остапа Бендера в «Золотом теленке» (2005) и Юрия Живаго в экранизации романа Пастернака (2006). Продолжилось и сотрудничество с Никитой Михалковым в дилогии «Утомленные солнцем 2» — «Предстояние» (2010) и «Цитадель» (2011). «С Михалковым нас всегда связывала только работа. Мы никогда не дружили семьями, не отмечали вместе праздники», — подчеркивал Меньшиков.

Олег Меньшиков, Надежда и Никита Михалковы на 63-м Каннском кинофестивале. 22 мая 2010 г. Фото: Denis Makarenko/Shutterstock/Fotodom
Олег Меньшиков, Надежда и Никита Михалковы на 63-м Каннском кинофестивале. 22 мая 2010 г. Фото: Denis Makarenko/Shutterstock/Fotodom

Среди его последующих работ в кино — роль тренера Анатолия Тарасова в спортивной драме Николая Лебедева «Легенда № 17» (2013) и полковника Лебедева в фантастических фильмах Федора Бондарчука «Притяжение» (2017) и его продолжении «Вторжение» (2019).

«Я не очень люблю и понимаю такие фильмы, — признавался актер. — Но я полностью доверился Федору Сергеевичу, потому что с первой встречи увидел: Бондарчук знает, чего хочет».

Олег Меньшиков в фильме «Вторжение». Фото: Кинокомпания «Водород»/Art Pictures Studio/WDSSPR/kinopoisk.ru
Олег Меньшиков в фильме «Вторжение». Фото: Кинокомпания «Водород»/Art Pictures Studio/WDSSPR/kinopoisk.ru

В последние годы Меньшиков продолжает активно сниматься. В трилогии Егора Баранова «Гоголь» (2017–2018) он сыграл следователя Якова Гуро. А «трагическую» серию образов Меньшикова продолжили роли в проектах «Ваша честь» (2021) и «Прелесть» (2024).

Театр Олега Меньшикова

В 1995 году Олег Меньшиков основал антрепризную компанию «Театральное товарищество 814», где в качестве режиссера и актера создал ряд успешных спектаклей. Комедия Грибоедова «Горе от ума» стала настоящим театральным хитом рубежа веков — билетов было не достать. Среди других значимых работ товарищества — «Кухня», «Игроки», «Демон» и моноспектакль «1900».

Сцена из спектакля театра имени Ермоловой «Оркестр мечты. Медь». Фото: ermolova.ru
Сцена из спектакля театра имени Ермоловой «Оркестр мечты. Медь». Фото: ermolova.ru

В 2012 году Меньшиков возглавил Московский драматический театр имени Ермоловой, обновив его репертуар и стиль: до 2021-го был директором, затем — только художественным руководителем. На этой сцене он представил свои постановки «Игроки» и «1900», а также сыграл лорда Генри в технологичном спектакле «Портрет Дориана Грея».

И снова все вернулось к человеку-оркестру — в уникальном спектакле «Оркестр мечты. Медь», в котором Меньшиков выступает с духовым оркестром. Уникальная возможность услышать великую поэзию и прозу русского зарубежья в исполнении худрука и ведущих артистов театра — это постановка «Из пустоты (8 поэтов)». Не забыта и шекспировская трагическая глубина — в 2018 Меньшиков поставил «Макбета», где Макбет — это он.

Олег Меньшиков в спектакле театра имени Ермоловой «Макбет». Фото: ermolova.ru
Олег Меньшиков в спектакле театра имени Ермоловой «Макбет». Фото: ermolova.ru

«На сцене я один, я говорю сам с собой. Это уже привычка, я не задумываюсь, почему так получается. Хотя нет — в институте я был открытым. Чем дальше, тем больше закрывался, пока не закрылся до конца. Мало людей знает, какой я на самом деле. Возможно, я сам уже не знаю», — говорил актер.

Личная жизнь Олега Меньшикова

Олег Меньшиков старается не афишировать свою личную жизнь. С 2005 года он женат на актрисе Анастасии Черновой, которая младше его на 23 года.

В молодости у артиста было несколько романов, и его описывали как вспыльчивого человека. Он едва не женился на Маргарите Шубиной, но пара рассталась накануне регистрации брака.

«Я был безумно категоричен, особенно в отношениях. Спокойно рвал с людьми — мне становилось неинтересно. Наступал момент, когда я просто прекращал общение», — признавался актер.

Со своей будущей женой, студенткой ГИТИСа Анастасией Черновой, Меньшиков познакомился на спектакле. Он сделал ей предложение по телефону. После свадьбы Анастасия по настоянию мужа оставила мечты об актерской карьере и стала тренером по пилатесу.

Олег Меньшиков и Анастасия Чернова. Фото: t.me/ermolova_theatre
Олег Меньшиков и Анастасия Чернова. Фото: t.me/ermolova_theatre

Детей у пары нет. По словам Меньшикова, сначала он долго не был готов к отцовству, а когда они с женой решились, этому помешали проблемы со здоровьем. Актер также признавался в зависимости: он шопоголик. «Люблю сумки, люблю аксессуары, все люблю. Шляпы люблю. Я за многими вещами рвался и практически всегда их добивался», — когда Меньшиков говорит об этом, создается впечатление, что дело не только в шляпах.

Цитаты Олега Меньшикова

  • «В школе на меня колоссальное впечатление произвел роман «Преступление и наказание» Достоевского. Я думаю, что любой человек может пойти на преступление. Мы все способны на все: на прекрасные поступки, и на ужасные. Это мое глубочайшее убеждение».
Кадр из фильма «Покровские ворота». Фото: «Мосфильм»/«МВК»/imdb.com
Кадр из фильма «Покровские ворота». Фото: «Мосфильм»/«МВК»/imdb.com
  • «Не было так, чтобы люди сразу на меня оглядывались. Просто в какой-то момент количество перешло в качество. Это случилось уже после картины «Утомленные солнцем».
  • «У меня никогда не было истерики: «Дайте мне работы!» Мне нравилась среда обитания, мне нравилось, что происходит у меня в жизни».
  • «Живете с персонажем», «Не могу выйти из роли» — это не ко мне. Я работаю как профессионал. Если на пару минут включится пресловутое вдохновение, это дорогого стоит. Но прежде всего это моя профессия со всеми вытекающими».
  • «Знаете, как я репетирую? Я откладываю текст за неделю до премьеры. Я врубаюсь, грубо говоря, на последнем отрезке, но врубаюсь уже со страшной силой. С бессонными ночами, с язвами».
  • «Мне кажется, любой артист, играющий героев, потом обязательно начинает играть злодеев — это нормально, даже закономерно. Конечно, если мне предложат такую роль, я постараюсь эту возможность не упустить».
  • «Если у тебя что-то страшное случилось в жизни, ты можешь, конечно, об этом рассказать. Но люди не будут слушать, у них своих проблем полно. Ты можешь найти общий язык только с тем, кто пережил то же самое. Кому нужна твоя боль? Никому. Есть только определенное количество людей, с кем ты можешь поговорить на любую тему. Их мало, и тем они и ценны».
Кадр из фильма «Восток-Запад»/«1+1 Продакшн»/Canal+/France 3 Cinéma/Gala Film/Mate Producciones S.A./«НТВ-Профит»/Sofica Sofinergie 5/UGC YM/imdb.com
Кадр из фильма «Восток-Запад»/«1+1 Продакшн»/Canal+/France 3 Cinéma/Gala Film/Mate Producciones S.A./«НТВ-Профит»/Sofica Sofinergie 5/UGC YM/imdb.com
  • «Деньги — один из элементов свободы. Если ты финансово независим, это многое определяет в сознании».
  • «С годами появились мудрость, снисходительность, сострадание. Слова очень громкие, но без них никуда. Появилась честность по отношению к себе и к другим, правильная независимость. Не равнодушие, а снисходительное отношение к тому, что обо мне думают. Пусть думают, говорят, что хотят. Я буду идти своей дорогой, эта «несуетливость» меня устраивает».
  • «Из прошлого я ни по чему не скучаю. Я с огромной радостью вспоминаю замечательные годы и людей, но скучать по этому я не буду. Меня волнует ожидание нового во всех сферах».
  • «У меня не было сожалений ни в тридцать, ни в сорок, не было кризиса среднего возраста, я не знаю, что это такое. Я стал ощущать возраст последние года два-три. Но и то — как ощущать? Я стал понимать, что сейчас все-таки серьезный возраст. Но осознание того, что жизнь конечна, дает правильный ориентир».
Олег Меньшиков в фильме «Прелесть». Фото: «Гуд Стори Медиа»/Premier/kinopoisk.ru
Олег Меньшиков в фильме «Прелесть». Фото: «Гуд Стори Медиа»/Premier/kinopoisk.ru
  • «Я сторонник того, чтобы поменьше думать и побольше делать. Придет потом осознание, ты поймешь свои ошибки, удачи и неудачи, но нужно делать, делать и делать».
  • «Однажды я понял: то, что я вижу в зеркале, совершенно не соотносится с тем, что видят остальные. И очень расстроился. Когда я смотрю на себя на экране или на фото, думаю: «Это кто? Я его в зеркале не вижу! Какой-то свет неправильный, ракурс нехороший». Но, к сожалению или к счастью, это я. Просто мы себя видим такими, какими хотим».

Ранее мы рассказали о самых интересных фильмах Никиты Михалкова. Режиссеру и актеру в 2025 году исполнилось 80 лет.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...