Банкам запретят навязывать страховки. Какими уловками могут воспользоваться финансисты Ямала?
Жалобы на навязывание банкирами страховок определенных компаний в России не редкость, сообщили «Известиям» в пресс-службе антимонопольного ведомства. Постановление обяжет кредиторов принимать полисы любых страховых с положительной оценкой в одном из четырех крупнейших рейтинговых агентств (НКР, «Эксперт РА», НРА или АКРА). А вот компаниям не входящим в эти рейтинги финансовые организации смогут предъявить свои требования.
Кроме этого в ФАС планируют прописать минимальные стандарты таких услуг — перечень, зону покрытия и так далее, чтобы клиентам не навязывали невыгодные условия в полисах. В Центробанке инициативу ФАС поддержали. Планируется, что документ примут к апрелю 2022 года, а в законную силу он вступит спустя 10 дней после официального опубликования.
Банки будут ждать
Специалист в сфере судебно-претензионной работы, юрист Екатерина Струкова считает, что запрет ФАС сработает на Ямале в том случае, если законодатель даст четкую позицию относительно запрета на навязывание страховых компаний.
Если законодатель четко скажет, что так делать нельзя, то банки будут вынуждены подчиниться, и это приведет к тому, что они перестанут навязывать страховые компании. Однако, ни для кого не секрет, как работают страховые компании — заранее выплачивая меньший размер страхового возмещения, рассчитывают на то, что пойдет или не пойдет человек в суд
Екатерина Струкова
юрист
Не исключено, что банки первое время пойдут по тому же пути, не исключила Струкова. Финансисты будут «прощупывать почву», проверяя, насколько граждане готовы пойти в суд и отстаивать там свои интересы и права.
Отказам — нет
На самом деле, даже без постановления ФАС отказов в выдаче кредитов из-за нежелания оформить навязываемую страховку в ЯНАО довольно немного, отметила эксперт.
«Банк, подстраховываясь, мог изменить процентную ставку. Могли измениться другие условия — например, это может быть поручительство в качестве альтернативы страхованию, может быть залог движимого или недвижимого имущества. Чаще всего повышалась процентная ставка», — пояснила Струкова.
Юрист добавила, что в ее практике не было такого, чтобы банк отказывал в выдаче займа. В каждом из случаев кредитная организация применял лишь одно из средств собственной подстраховки.
Кому жаловаться?
Несмотря на то, что банки максимально заинтересованы в привлечении клиента и выдаче ему кредита, существует вероятность возникновения конфликтной ситуации.
«Банковская деятельность регулируется Центробанком России, но он, как правило, на подобные жалобы и в обращения граждан не особо хочет вмешиваться», — поделилась мнением об обращении к ЦБ за разрешением споров Екатерина Струкова.
При этом юрист отметила, что отстранением ЦБ от решения проблем граждан заканчиваются около двух третей обращений. Поэтому смысл в обращении за защитой своих интересов к регулятору, пусть небольшой, но все же имеется.