Без паники: правила поведения при ударе молнии в самолет
Экс-командир самолета Романов рассказал, почему не нужно бояться попадания молнии в лайнер
5 июня молния попала в летевший из Владивостока в Москву Airbas A350-900 «Аэрофлота». Пилоты увидели электрические разряды на мониторах, а пассажиры услышали негромкий щелчок.
Однако звуки при попадании молнии могут быть громче, иногда они сопровождаются световыми вспышками. Но в подавляющем большинстве случаев бояться пассажирам нечего.
«На концах крыльев расположены стекатели статическое электричества, которые помогают току покинуть судно. Экипаж обучен, как действовать в такой ситуации. Как правило, даже прямое попадание молнии заканчивается без последствий. Бояться этого не надо», — рассказал телеканалу «360» Олег Смирнов, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора.
Защитные системы
При попадании электрического разряда в самолет его впитывают корпус и системы воздушного судна. Но еще на стадии проектирования авиационные инженеры учитывают эту вероятность и конструируют их устойчивыми к таким ударам.
Например, на кончиках крыльев самолетов имеются маленькие «антеннки» — молниеприемники. Благодаря им электрический импульс, который возникает из-за попадания молнии, проходит через лайнер по его поверхности по пути наименьшего сопротивления. Молниеприемники как бы притягивают ток, позволяя избежать разрушений на корпусе.
Кроме того, на судне имеются статические разрядники и молниеотводники, которые перенаправляют электричество в обход самолета.
«Негорючий» керосин
Загореться из-за молнии самолет тоже практически не может. Корпуса воздушных судов делают из электропроводящих материалов. Поэтому электрический разряд не скапливается в одном месте, а более-менее равномерно распределяется по обшивке, не повреждая электронику и другие системы лайнера.
Несмотря на название, авиакеросин — сложновоспламеняющееся вещество. Поэтому даже если молния ударит в топливный бак, риск возникновения пожара из-за этого будет незначительным.
«Пассажирам не стоит волноваться, потому что все продумано. Для экипажа по всем документам прописаны правила. Облака, где есть разряды, видны на экранах, поэтому пилоты заранее обходят их», — уточнил бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов Александр Романов.
Правила поведения
При ударе молнии нужно помнить, что самолеты являются самым безопасным видом транспорта и не паниковать. Если самолет влетел в зону грозового фронта, лучше положить руки на колени, а стопы прижать к полу — это снизит вероятность попадания разряда. Металлических элементов, например на подлокотниках, лучше при этом не касаться.
Перед рейсами самолеты и экипажи проходят проходят предполетный контроль. Российские пилоты и бортпроводники — профессионалы, которым проводится инструктаж на все возможные в полете форс-мажорные ситуации, в том числе и действия во время грозы.
Поэтому при попадании самолета в грозу обязательно нужно застегнуть ремень безопасности, сохранять спокойствие и четко выполнять указания экипажа.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».