«Боб Дилан: Никому не известный». Что известно о байопике с Тимоти Шаламе в главной роли
Сюжет фильма «Боб Дилан: Никому не известный»
В картине представлен начальный период творческой жизни Боба Дилана начиная с его первых шагов в творческой карьере и до перехода с фолк-музыки на «электрическое» направление. Эта смена жанров стала, пожалуй, самой загадочной главой в биографии музыканта. Поклонники и коллеги молодого певца были в замешательстве: зачем ему, уже популярному фолк-исполнителю, понадобилось брать в руки электрогитару.
В тот период Дилан сильно изменился — отрастил волосы, похудел, начал носить темные очки. Противостоять общественному мнению было непросто, однако именно эта смена стиля в итоге сделала его рок-звездой. Фильм завершается на самом интересном, переломном моменте — когда певец выступил с электрогитарой на фолк-фестивале в Ньюпорте в 1965 году, выдав ошеломленной толпе рок-н-ролл.
Как создавался новый фильм о Бобе Дилане
Режиссер Джеймс Мэнголд приступил к работе над картиной еще в 2020 году. Перед этим он заручился одобрением самого Дилана. В то время фильм получил рабочее название Going Electric, что значит «переход в электричество». В итоговом варианте лента стала называться A Complete Unknown (дословно переводится как «совершенно неизвестный», еще вариант — «совершенный незнакомец»).
За месяц до выхода фильма Боб Дилан написал о нем в соцсетях: «Это потрясающий пересказ событий начала 1960-х годов, которые привели к фиаско в Ньюпорте». Он также назвал Тимоти Шаламе блестящим актером и выразил уверенность, что тот будет выглядеть на экране убедительно.
В процессе подготовки к съемкам Боб Дилан несколько раз встречался с Джеймсом Мэнголдом и прочитал буквально каждую строчку сценария. Шаламе как-то высказался, что был бы счастлив заполучить эти бумаги с комментариями музыканта, однако предположил, что режиссер никогда их ему не отдаст.
Сценарий к фильму готовили Джей Кокс и Джеймс Мэнголд по книге Элайджи Уолда «Дилан берет электрогитару!». Кстати, Боб Дилан в соцсетях рекомендовал ее прочитать после просмотра фильма.
Актеры картины «Боб Дилан: Никому не известный»
Сыгравший музыканта Тимоти Шаламе серьезно подготовился к роли. Ему даже пришлось научиться играть на гитаре и петь в манере Дилана, с легкой гнусавостью. К тому же актер специально набрал несколько лишних килограммов и отрастил ногти, как у певца в молодости.
Двух главных женщин в жизни музыканта сыграли Эль Фаннинг и Моника Барбаро. Первая исполнила роль художницы Сильви Руссо (настоящее имя девушки молодого Дилана — Сьюз Ротоло, однако певец попросил его изменить в фильме). Вторая актриса сыграла роковую фолк-брюнетку Джоан Баэз. Роль Пита Сигера, музыкального наставника и покровителя певца, исполнил Эдвард Нортон.
Стоит отметить, что у картины «Боб Дилан: Никому не известный» восемь номинаций на премию «Оскар», среди которых «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучшая мужская роль», «Лучший адаптированный сценарий». Получат ли создатели и исполнитель главной роли престижную награду, станет известно уже скоро — церемония вручения состоится 2 марта.
«Боб Дилан: Никому не известный» и «Меня там нет»
В 2007 году на экраны вышла картина Тодда Хейнса «Меня там нет», которую называли необыкновенно удачной работой. Фильм разбит на шесть отдельных историй, а главного героя играют разные актеры. Причем каждый раз это отдельный персонаж, например, поэт Рембо, фолк-музыкант Роллинз и даже выдуманная певица Куинн. Однако все они воплощают разные стороны одной и той же личности — Боба Дилана. Таким образом, сюжет охватывает все периоды творчества певца и подчеркивает его многогранность и некую неуловимость.
Однако фильм Мэнголда представляет только один из этапов жизни музыканта и переход к следующему, «электрическому». В отличие от предыдущей экранизации, он представлен в более классической форме и охватывает четыре года жизни певца. Однако и на этот раз режиссер как будто все время намекает зрителю на то, что настоящего Боба Дилана никто так и не узнает. Чего только стоит название «Никому не известный», явно перекликающееся с «Меня там нет». Неслучайна и постоянная неуловимость героя Шаламе в кадре: зачастую он действует на экране вполоборота к зрителю или скрывает лицо за черными очками.
Рецензии на картину «Боб Дилан: Никому не известный»
«Как и все лучшие фильмы о Бобе Дилане, картина Джеймса Мэнголда говорит о музыканте одно: вы не можете знать настоящего Дилана. Вы только сможете узнать, кем он решит стать в этот конкретный день», — пишет журналист The New York Times Алисса Уилкинсон.
Мэнголд сделал дилановскую будничную жестокость «не багом, а фичей», замечает кинокритик, а ранее главред Empire и заместитель главного редактора GQ Елена Смолина, рецензию которой приводит «Кинопоиск». В этом режиссер отошел от «традиционной биографической арки», когда невинность сменяется грехом, а затем раскаянием, пишет обозреватель.
Безжалостность героя Шаламе представляется не грехом, а «побочным эффектом дара разрушать границы и улавливать движение времени», отмечает Смолина. «Случайные жертвы Дилана словно впустили в дом шаровую молнию и ожидали, что та сядет пить чай», — говорит критик.
Автор «Москвич Mag» Геннадий Устиян отмечает в фильме как ряд несомненных плюсов, так и небольшой недочет. В частности, он считает, что Тимоти Шаламе отлично справился с ролью: «Он не столько попытался воспроизвести его манеру, сколько выдал ее несколько измененную и оттого вызывающую уважение интерпретацию». Журналист полагает, что у актера есть все шансы получить «Оскара» и войти в историю как самый молодой его обладатель. Критик также считает преимуществом решение показать лишь несколько лет из жизни музыканта, не пытаясь объять всю его биографию.
Недостатком Устиян считает тот факт, что создатели фильма не стараются достаточно глубоко изучить своего героя, чтобы ответить на вопрос, кто он такой. С другой стороны, оставить недосказанность после финальных титров лучше, чем поставить после них точку, признает автор.
О том, что картина ставит больше вопросов, чем дает ответов, говорит и автор «Киноафиши» Петр Волошин. При этом он вспоминает слова музыканта в одной из сцен о том, что каждый известный человек сам себе выдумывает биографию. А значит, не так уж и важно, кто такой Боб Дилан на самом деле: за настоящего творца говорит его творение.
Ранее мы рассказали о новом российском ироническом детективе «Подслушано в Рыбинске».
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».