Будет дефицит? Что происходит с ценами на бензин в России
Эксперт по энергобезопасности Юшков объяснил, что происходит с ценами на бензин
Россия может столкнуться с нехваткой топлива из-за заградительных пошлин, заявил глава «Газпром нефти» Александр Диков. Этот эффект проявится не сразу, но последствия от введения мер нужно очень точно просчитать, передало его слова издание News.ru.
Почему в России возможен дефицит топлива
Заградительные пошлины способны привести к появлению излишков топлива на внутреннем рынке. Фактор приведет к снижению оптовых цен, а нефтеперерабатывающие заводы могут снизить темпы производства, объяснил Дюков. По его словам, заградительные пошлины — эффективное средство, но на коротких дистанциях.
Глава «Газпром нефти» добавил, что последствия от ограничения импорта необходимо тщательно просчитать. В противном случае может случиться нехватка топлива. В какой-то мере дефицит есть и сейчас. Дюков объяснил его тем, что сводка затрат, связанных с доставкой барреля нефти на рынок, стала выше внутренних цен.
Пока заградительные пошлины никто не вводит. Это своеобразный инструмент давления на нефтяные компании. Сумма, которую озвучило Минэнерго, делает экспорт для них невыгодным.
Одна из причин, по которой подорожало топливо, заключается в решении Минфина пролоббировать сокращение выплат в рамках демпфирующего механизма. По нему государство возвращает компаниям часть налогов в обмен на то, что цены на топливо в стране не повышают, рассказал в интервью «Ямал-Медиа» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
«Но Минфин это сделал не от какой-то вредности, а потому, что у нас в первом полугодии существенно нарастал дефицит бюджета. То есть доходы оказались существенно меньше, чем планировались, в том числе от нефтяного сектора, а расходы оказались выше, чем планировались. И надо было как-то бороться с этим дефицитом. Минфин стал поднимать налоговую нагрузку по разным отраслям и сокращать расходы бюджета», — подчеркнул он.
Логика заключается в том, что высокие пошлины побудят компании продавать топливо на внутреннем рынке. Это спровоцирует рост предложения и собьет цену, отметил Юшков. Но здесь есть важный момент, о котором и предупредил глава «Газпром нефти».
«Дюков говорит о том, что это на первом этапе цена рухнет, потому что нужно будет продать все топливо, которое уже произвели. А дальше компании просто остановят нефтеперерабатывающие заводы, потому что такой объем топлива будет некуда девать. И постепенно государство может столкнуться с дефицитом».
Игорь Юшков
ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности
План правительства по стабилизации
Кабинет министров рассматривает два варианта стабилизации рынка. Первый заключается в том, чтобы полностью запретить экспорт нефтепродуктов на некоторое время. Мера позволит насытить внутренний рынок топливом. Во втором случае правительство может поднять экспортные пошлины до 250 долларов за тонну. При таком развитии событий предполагается, что предприятия смогут вернуть деньги, поставляя топливо на внутренний рынок, сообщило агентство ТАСС со ссылкой на свои источники в кабмине.
Помимо этого, правительство может создать перечень предприятий, которым разрешено экспортировать нефтепродукты. Об этом сообщил вице-премьер Александр Новак. Он добавил, что сейчас на внутреннем рынке топлива нет дефицита предложения, а на бирже наблюдается баланс. Минэнерго предложило полностью запретить серый экспорт, разрешив продавать топливо за рубеж только НПЗ. Сейчас документ находится в правительстве на финальной стадии согласования.
Дюков выразил мнение, что ограничение числа экспортеров «черного золота» и создание реестра с ними было бы эффективно. Если такие меры примут, то решение по каждой компании будут принимать индивидуально. В любом случае власти отдают приоритет внутреннему рынку, подчеркнул глава «Газпром нефти».
У государства есть и другие способы воздействия на рынок. Например, власти могут снизить акцизы или еще скорректировать демпфирующий механизм, поделился своим мнением собеседник «Ямал-Медиа».
«На Восточном экономическом форуме Владимир Путин сказал, что правительство где-то не совсем вовремя реагирует, явно намекая на то, что у нас доходы существенно выросли. Скидка на российскую нефть уменьшилась, цены на мировом рынке на нефть повысились и рубль ослаб. Поэтому в рублевом выражении мы сейчас зарабатываем даже больше, чем предписано в бюджете. И мы по сути компенсируем недополученные в первом полугодии доходы».
Игорь Юшков
ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности
Что происходит с ценами на топливо сейчас
Цены на бензин начали бить рекорды в конце августа. Например, АИ-95 торговался на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже по 72 тысячи рублей за тонну и немного выше. К 14 сентября цена на летнее дизельное топливо поднялась до 73 тысяч рублей за тонну.
Бензин АИ-92 тоже подорожал. Его цена выросла на 1,55% до 69,64 тысячи рублей за тонну. Это тоже стало историческим рекордом. Если говорить об АИ-95, то стоимость топлива в итоге поднялась еще на 0,47% и остановилась на отметке в 76,27 тысячи рублей за тонну.
«Мы видим, что на бирже ситуация стабилизируется и цены второй день снижаются. Но это скорее отскок от ежедневных рекордов, которые они били до этого. Я думаю, что все-таки мы увидим какое-то компромиссное решение. Явно, что история выходит на уровень президента и правительство с нефтяными компаниями разрабатывают какие-то предложения», — предположил Игорь Юшков.
Скорее всего, вариант, который устроит все стороны, согласуют на заседании с участием Владимира Путина. Президент, министерства и компании решат, будет ли снижаться демпфер и другие детали. В рознице снижение цен вряд ли случится, но отскок возможен на бирже. А именно там закупает топливо большинство сельхозпредприятий, заключил эксперт.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».