«Бункер для богачей»: как испанский сериал отражает страхи миллиардеров перед концом света
«Бункер миллиардеров»: сюжет апокалипсиса для солидных господ
Представьте: ядерная война вот-вот разразится, а вы спускаетесь на глубину 270 метров в роскошный подземный комплекс с баскетбольной площадкой, спа-салоном и дизайнерскими интерьерами. И это совсем не фантастика для тех, кто может себе это позволить...
Сериал «Бункер миллиардеров» (премьера — 19 сентября) — новое детище Алекса Пины и Эстер Мартинес Лобато, создателей нашумевшего «Бумажного дома». В центре сюжета — элитное убежище «Кимера» («Киммерия»), куда сбегают сверхбогатые люди во время глобального кризиса. Бункер, конечно, провоцирует клаустрофобию, но при этом достаточно роскошен, чтобы убедить миллиардеров провести там недели, месяцы и даже годы.
Сериал начинается с классической апокалиптической завязки: телерепортажи о ядерной войне, паника в городах, истребители в небе. Но создатели быстро смещают фокус с внешней катастрофы на внутренний мир персонажей.
«Мы начинаем с апокалиптического тона, а затем превращаем это в увлекательное шоу. Начинаешь с одного жанра, а потом постоянно меняешь его, как в русской матрешке», — объяснил свое видение современного конца света Алекс Пина в интервью изданию Deadline.
Формула неслучайна. В замкнутом пространстве бункера персонажи вынуждены снять маски. «Это как скороварка, — говорит Пина. — Можно усилить драматизм и развитие персонажей. Они могут сходить с ума, а романтическая сторона становится тем романтичнее, чем драматичнее ситуация».
Главный герой Макс (Пау Симон) недавно вышел из тюрьмы, где отбывал срок за непредумышленное убийство своей девушки. Он попадает в этот подземный «рай» вместе с отцом. Ирония судьбы: здесь же скрываются родственники погибшей — ее отец Гильермо и сестра Элис.
Старая вражда, запертая в герметичном пространстве, быстро превращает убежище в пороховую бочку. «Это шоу о больших обманах и больших тайнах», — интригует зрителей Эстер Мартинес Лобато.
Высокотехнологичные декорации и внезапный минимализм
Создание «Бункера миллиардеров» стало технологическим прорывом для испанского телевидения. Декорации бункера заняли площадь 6200 квадратных метров с более чем 100 взаимосвязанными помещениями. И это первый сериал в Испании, где настолько широко использовалось виртуальное производство.
«Не только по бюджету, но и по языку повествования, структуре и развитию персонажей это самый амбициозный сериал, который я видел в истории кинематографии этой страны», — подтверждает Диего Авалос, эксперт по контенту в Испании и Португалии.
Но никакого бьющего в глаза барокко здесь нет. Напротив, художник-постановщик проекта Миге Амоедо создал особую бирюзово-янтарную цветовую стимпанк-палитру, имитирующую послевоенный минимализм и стиль баухаус. «Мы искали яркий визуальный образ. Мы усвоили это на примере фильма «Бумажный дом». Визуальный образ — это реальный шанс выйти на международный рынок», — отметил Пина. И они вышли.
Критика сверхбогатых без «человека с молоточком»
Несмотря на фантастический сеттинг, сериал затрагивает вполне реальные темы: неравенство, изоляция элит от проблем общества, моральная цена привилегий. Проект не избегает резкой критики моральных страданий 0,1% самых богатых людей мира, которые по милости Бога и правительств определяют будущее человечества. Впрочем, в сериале есть и все остальное, чем «радует» актуальная повестка: угроза ядерного конфликта, финансовые интриги, противостояния элит и малых сих, манипуляции с помощью нейросетей и контроль над информацией.
«Святилище, задуманное как высшее выражение привилегий и контроля, быстро превращается в эмоциональную тюрьму. Так сериал утверждает, что никакие технологические излишества или материальная роскошь не смогут оградить его персонажей от их собственной историй и моральных падений; они принесли с собой семена собственного уничтожения в свою так называемую утопию», — пишет обозреватель Martin Сid Марта Лукас.
«Бункер миллиардеров» обязательно привлечет внимание и вызовет споры, считает автор сетевого издания Micropsia Диего Лерер. «Однако его политическая подоплека как минимум спорна, хотя он и изобилует острыми замечаниями о современной жизни», — утверждает критик.
Сериал, по его мнению, использует слишком много «драматических поворотов, романтических линий, сцен с сексуальным подтекстом, конфликтов в отношениях и семейных травм — характерных для мыльной оперы элементов, которые снижают качество повествования».
Сами создатели также избегают прямолинейных высказываний. «В сериале действительно упоминается текущая геополитическая ситуация, но он больше о жизненном пути персонажей, об их эмоциональном пути», — подчеркнул Пина.
Есть ли бункеры у настоящих миллиардеров
Настоящие элитные убежища, впрочем, давно перестали быть фантастикой, утверждает лакшери-гид Robb Report. Самые богатые люди мира, включая Билла Гейтса, Марка Цукерберга и Питера Тиля, уже строят собственные бункеры.
«Клиенты стали более критично относиться к безопасности и долгосрочной готовности, — рассказал в соцсетях эксперт Чад Кэрролл из The Chad Carroll Group. — Это касается не только стереотипных «всегда готовящихся к концу света» — мы говорим о руководителях компаний, знаменитостях и международных инвесторах».
Современные частные убежища, пишет издание, это не кондовые защитные сооружения, а роскошные подземные дворцы с винными погребами, тирами, симуляторами гольфа и даже крематориями. Площадь бункеров исчисляется десятками тысяч квадратных метров, да и стоят такие убежища десятки миллионов долларов.
В обществе, безусловно, существуют определенные фобии, и люди готовы вкладывать деньги в строительство убежищ для подавления этих страхов, подтвердил в беседе с «Ямал-Медиа» экс-разведчик, генерал майор ФСБ в запасе Александр Михайлов. Однако, по его мнению, бункеры-дворцы — это, скорее всего, утопия.
«Конечно, если бы речь шла о бандитах, которым необходимо где-то спрятаться, тогда это было бы объективно понятно. Но зачем это представителям крупного бизнеса? Поэтому я не поддерживаю такую конспирологическую версию. В целом, если люди строят убежища, — пусть строят, это их право. В конце концов, если не будет войны, в этих убежищах можно будет солить огурцы», — добавил он.
«Бункер миллиардеров»: для кого сериал и стоит ли его смотреть
Обозреватели уверены: «Бункер для богачей» понравится поклонникам других постапокалиптических или фантастических сериалов вроде «Fallout», «Черное зеркало» или «Игра в кальмара». Сериал также будет интересен тем, кто ценит психологические драмы, исследующие человеческую природу в экстремальных условиях. Подойдет проект и зрителям, неравнодушным к социальным темам — неравенству, моральным аспектам богатства и влиянию технологий на наше понимание выживания и безопасности.
К тому же, как отметил в разговоре с «Ямал-Медиа» кинокритик Дмитрий Бортников, «люди обожают истории про выживание, когда другие за них мучаются, так что у проекта обязательно найдется свой зритель». Тем более что «Бункер миллиардеров» задает самые неудобные вопросы нашего времени: если конец света настанет, кто останется в безопасности? И что будет с остальными?
Ранее мы рассказали, как Джуд Лоу и Джейсон Бейтман попытались стать современными антигероями в сериале «Черный кролик» и что из этого вышло.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».