Буря в чашке чая: эксперты сделали противоречивые ценовые прогнозы
Что известно о возможном скачке цен на чай
На днях одна из горячих новостей в СМИ заставила поволноваться любителей чая. Эксперты рынка допустили повышение цен на бодрящий продукт по меньшей мере на 15—20% до конца года.
Чай премиального сегмента может подорожать на 25—40%. Речь идет об элитных сортах белого чая, улунах, пуэре и некоторых других. Рост цен эксперт связала с повышением логистических издержек, колебаниями курса валют, а также с ограниченным производством таких разновидностей продукта и высоким спросом со стороны чайных гурманов.
При этом недорогой чай в пакетиках подорожает в меньшей степени — примерно на 10—15%. Тем не менее рост стоимости сырья и затрат на перевозку и упаковку происходит и в этом сегменте.
В среднем сегменте, а это классический черный и зеленый чай, также ожидается подорожание. Помимо инфляции и удорожания логистических услуг, на цену влияет растущий интерес потребителей к качественному продукту по средней цене.
Эксперты обращают внимание и на другие факторы. Так, в Индии сократилось производство чая — по некоторым данным, объем выпуска снизился на 7,8% в прошлом году. Кроме того, бизнесу стали дороже обходиться финансовые транзакции, а значит, перевод денег за рубеж сопровождается дополнительными издержками.
Собственного чая в России мало, в промышленных масштабах его выращивают только в Краснодарском крае. То есть страна почти полностью зависит от импортных поставок — сырья или готового продукта.
С другой стороны, заявленное экспертами повышение цен на чай сегмента эконом (10—15%) может произойти в рамках общей инфляции и, соответственно, подорожания всех продуктов. Например, в 2024 году инфляция, по официальным данным, составила 9,52%. В 2023 и 2022 годах показатель оценивали в 7,42% и 11,94% соответственно.
Рост цен на чай: мнение эксперта
Генеральный директор главной российской ассоциации производителей чая и кофе «Росчайкофе» Рамаз Чантурия поделился своим видением ситуации с «Ямал-Медиа». По его словам, беспокоиться преждевременно.
«Упомянутые сорта чая — улун, пуэр и прочие — относятся к премиальному сегменту, это продукция для гурманов. К массовому рынку они не имеют отношения, их доля в общих продажах крайне мала, это десятые или даже сотые доли процента».
Рамаз Чантурия
генеральный директор главной российской ассоциации производителей чая и кофе «Росчайкофе»
Если бы речь шла о подорожании чая, который действительно важен для массового рынка, это было бы значимо, уверен эксперт. Но в данном случае тема просто не стоит внимания, резюмировал Рамаз Чантурия.
Ранее ФАС предложила крупным торговым сетям России ограничить наценку на продукты — по крайней мере тем, кто этого еще не сделал.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».