Чем «болеют» китайские авто и повысятся ли цены на такси
Основные проблемы китайских автомобилей
В 1990-е и 2000-е годы китайский автопром не славился высоким качеством. Автомобили не считались эталоном надежности: быстро ржавели и разваливались. С тех пор мнение о китайских авто в России изменилось мало: они остаются доступными по цене, но ненадежными, считает автоэксперт Илья Ушаев.
Основных проблем у китайских машин на российском рынке 2023—2024 годов, по мнению специалиста, несколько:
- Износ руля. Во многих моделях руль начинает облезать уже на первых 10 тысячах километров пробега.
- Низкое качество отделочных материалов в салоне, даже в премиум-сегменте.
- Электронные неисправности.
- Недостаточное качество пластика: педали и ручки ломаются при низких температурах. В эконом-классе эта проблема особенно заметна, но и в премиум-сегменте она не редкость.
- Проблемы с русификацией. Привозные автомобили, даже бюджетные модели, требуют доработок для адаптации к российским условиям.
Сколько прослужат «китайцы»
Важно отметить, что ни один производитель не ставит своей целью создать абсолютно надежный автомобиль, отметил автоэксперт. Основная задача — чтобы машина отслужила свой гарантийный срок, после чего потребитель купит новую. В прошлом автомобили покупались на десятилетия, сейчас же средний срок службы любого автомобиля в России составляет пять-шесть лет.
В то же время в России зарегистрировано около 50 миллионов автомобилей, средний возраст которых составляет 12–15 лет. Сомнительно, что новые китайские автомобили продержатся такой же срок. Хотя мнения расходятся: скептики считают, что новые китайские машины не выдержат и 5–10 лет эксплуатации, другие уверены, что они со временем займут значительную долю рынка и станут надежными и качественными.
«Конечно, существуют надежные бренды. Однако в эконом-сегменте рассчитывать на высокую надежность не стоит. Да, можно ожидать привлекательный внешний вид и антураж, но срок службы, заявленный производителем, нередко далек от реальности. Зачастую обещают пробег в 100 тысяч километров и гарантию на кузов от трех до пяти лет, в то время как на технические детали гарантия меньше».
Илья Ушаев
автоэксперт
Перед покупкой китайского автомобиля у официального дилера обязательно ознакомьтесь с гарантийными обязательствами по каждой детали, напоминает Илья Ушаев. «Не верьте слепо заявлениям о том, что автомобиль прослужит пять лет или проедет 150 тысяч километров без проблем. А также учтите, что кузовные детали и детали салона могут быть дорогими и труднодоступными, особенно в случае ДТП», — подчеркивает эксперт.
Русские дороги и климат: выдержит не каждый «китаец»
По мнению Илья Ушаева, влияние российского климата на китайские автомобили очевидно. Особенно это касается электромобилей и гибридов, которые лучше подходят для мягкого климата, а не для русской зимы с температурами до −30 °C и ниже.
«В крупных городах, где дороги посыпают солью и реагентами, незащищенное днище автомобиля быстро сгнивает. Поэтому при покупке китайского автомобиля необходимо провести антикоррозийную обработку и обклеить кузов пленкой, так как лакокрасочное покрытие у таких машин достаточно тонкое и легко повреждается».
Илья Ушаев
автоэксперт
Что касается адаптации китайских автомобилей к российским дорогам, в целом они готовы к нашим условиям, считает эксперт. Однако в сильные морозы турбированные двигатели объемом 1,5 литра могут не обеспечивать достаточный прогрев системы и салона.
«Покупка китайского автомобиля вообще потребует дополнительных затрат на защиту и тщательное изучение гарантийных условий. А на зиму готовьтесь к холоду в салоне, запасайтесь шапками и теплыми вещами».
Илья Ушаев
автоэксперт
Гримасы авторынка: какие машины поставляют из Китая
Качество китайских автомобилей, продаваемых на разных рынках, значительно отличается. Во многом поэтому машины, поступающие на российский рынок из Китая, оставляют желать лучшего, считает эксперт.
Дело в том, что между нашими авторынками сейчас нет рамочных договоров. В страны, с которыми есть рамочные договоры и где есть потенциал развития рынка, китайцы отправляют специально разработанные для них бренды. А для России не разрабатывался ни один китайский автомобиль, отмечает эксперт. Производители из Поднебесной нацелены на большие рынки, у нас же спрос сравнительно невысок, поэтому за репутацию китайцы здесь не борются. Некоторые производители даже отключают обновления на своих машинах, поставляемых в Россию.
«Надежные модели остаются в Китае, а к нам поступает то, что выгодно продать, и важно, что сами производители не приходят сюда напрямую. Автомобили ввозят российские бизнесмены, которым поставили условия, позволяющие собирать машины на бывших заводах Volkswagen и Toyota. Но сервисная инфраструктура здесь не такая, как у Hyundai, Kia, Mercedes или BMW».
Илья Ушаев
автоэксперт
Запчасти и масло для «китайца»: где взять
Любой автомобиль рано или поздно потребует ТО, замены деталей, косметического или капитального ремонта. Китайские машины — не исключение, особенно с учетом их не самого высокого качества. «Китайские автомобили не проходили проверки на безопасность, что вызывает у меня как автоэксперта серьезные сомнения. Особенно это касается машин эконом-класса, изготовленных из некачественного металла, который китайцы еще и закупают в России», — отметил Илья Ушаев.
С запчастями для китайских автомобилей в России дела обстоят сложно, добавил он. Доставка из Китая идет достаточно медленно, иногда до месяца, а крупные партии могут задерживаться до двух. Это связано с курсом доллара, который влияет на стоимость поставок, логистики и топлива, и с ростом курса доллара будут расти и цены на запчасти.
«Никто не хочет заморачиваться с массовыми поставками автозапчастей, чаще всего запчасти привозят под конкретный заказ или разбирают автомобили. Основные расходники можно купить на AliExpress или Alibaba, но уникальные запчасти, такие как молдинги и крылья, могут вызвать проблемы».
Илья Ушаев
автоэксперт
Особого внимания потребуют двигатели и коробки передач. Своего рода терра инкогнита для российских разборщиков могут стать турбированные двигатели, вариаторы и роботизированные коробки передач, которые в России не получили широкого признания. К тому же у дилеров часто не бывает не только необходимых или уникальных деталей, но и подходящего для «китайцев» масла.
«Ситуация сложная, найти качественное масло у нас очень трудно: российские часто не содержат необходимых присадок, а китайские масла неизвестного происхождения и качества, которые можно найти на маркетплейсах, лучше не использовать. Может попасться и поддельное масло. Из-за этого срок службы автомобиля значительно сокращается. Лишь 10% рынка составляют оригинальные масла, например из Сингапура. Поэтому я рекомендую менять масло, независимо от его марки, каждые пять тысяч километров пробега на китайских авто».
Илья Ушаев
автоэксперт
Китайские машины в такси: вырастет ли цена поездки
Машины из Поднебесной ломаются с той же частотой, что и любые другие, но таксисты отмечают, что они менее надежны, рассказал автоэксперт. Наиболее надежными считаются авто из Японии, за ними следуют автомобили из Кореи, Европы и Америки. Модели, прошедшие миллионные проверки в такси, такие как Toyota Camry, Hyundai Solaris, Kia Rio, Volkswagen Polo, Skoda и Renault Logan — самые лучшие для такси, хотя и не такие яркие и современные.
Влияние цен автомобилей и ремонта на стоимость услуг такси очевидно: цены регулируются основным лидером рынка, который устанавливает их по своему усмотрению. «В настоящее время в такси много «китайцев», так как выбора практически нет, а стоимость поездки всегда включает потенциальные расходы на ремонт. Вилка цен — в зависимости от класса: бизнес или эконом», — добавил специалист.
Основные плюсы и минусы китайских автомобилей: мнение эксперта
Плюсы
- Современный внешний вид и разнообразие опций: кожаные сиденья, панорамные крыши, различные варианты привода и дисков. Китайские машины идут в ногу со временем и предлагают множество возможностей для индивидуализации.
- Экономичность. Китайские автомобили зачастую более экономичны, чем российские аналоги. Они обеспечивают комфорт и удобство в повседневной эксплуатации.
- Стоимость: за свои деньги китайские автомобили предлагают неплохое качество.
«С учетом инфляции, которая с 2015 года составила около 72%, многие автомобили кажутся дорогими. Однако это связано с обесцениванием рубля, а не с ростом цен. Таким образом, покупка китайского автомобиля сейчас все еще может быть выгодной инвестицией».
Илья Ушаев
автоэксперт
Минусы
- Ликвидность на вторичном рынке. Пока неясно, как китайские автомобили будут продаваться через несколько лет и насколько они будут востребованы.
- Безопасность. В эконом-сегменте безопасность китайских автомобилей вызывает много вопросов. Однако в премиум-классе ситуация лучше.
Важно учитывать возможные проблемы с ликвидностью и безопасностью, но в целом это хороший вариант для тех, кто ищет доступное и комфортное транспортное средство, заключил Илья Ушаев.
Тем временем в России планируют ввести обязательную маркировку техмасел и запчастей для авто.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».