Чужой дядя: 10 культовых фильмов, которые остались без «Оскара»
Почему «Оскар» — не всегда показатель качества
Премия Американской киноакадемии давно превратилась в сложный механизм, где переплетаются политика, маркетинг, личные симпатии и закулисные игры. Зачастую награды получают не самые выдающиеся работы, а те, что лучше всего вписываются в текущую повестку или отвечают негласным требованиям академиков.
История знает немало случаев, когда фильмы, считающиеся сегодня эталонными, в свое время не получили должного признания на церемонии. Возможно, именно поэтому многие режиссеры и критики относятся к «Оскару» со здоровой долей скепсиса, понимая, что настоящее признание приходит со временем, а не с золотой статуэткой.
Топ-10 культовых фильмов, не получивших «Оскар»
«Кинг-Конг» (1933)
Первый «Кинг-Конг» от режиссеров и продюсеров Мериана Купера и Эрнеста Шодсака не получил ни одной номинации на Оскар, хотя его техническое оснащение было революционным для своего времени. Сегодня это классика, которая вдохновила кинематографистов на создание десятков ремейков и сиквелов, но тогда киноакадемия решила, что фильм про гигантскую обезьяну — это несерьезно.
«Окно во двор» (1954)
За свою карьеру Альфред Хичкок был номинирован на шесть «Оскаров», но так и не получил статуэтку за лучшую режиссуру (ему вручили только почетную награду в 1968-м). Случай с «Окном во двор» особенно показателен. Фильм, который сегодня признан Американским институтом киноискусства одним из величайших детективов и триллеров всех времен, в год выхода был встречен прохладно и не получил не только «золотого дядьку», но и вообще ни одной значимой награды.
На церемонии 1955 года главным фаворитом стал фильм «В порту» Элиа Казана. Драма о коррупции и жизни докеров получила тогда восемь «Оскаров», включая награды за лучший фильм и режиссуру. Киноакадемия и тогда традиционно тяготела к социально значимым историям, и «В порту» идеально соответствовал этому запросу. На фоне такой конкуренции «Окно во двор», несмотря на свои достоинства, остался в тени.
«Таксист» (1976)
Роберту Де Ниро удалось создать в картине Мартина Скорсезе один из самых запоминающихся образов «подпольного человека Достоевского» в истории кино. Известный кинокритик Эндрю Саррис тогда писал: «Это фильм, который заставляет чувствовать себя некомфортно, и именно в этом его сила».
«Таксист» получил четыре номинации, включая «Лучший фильм», но остался без наград: киноакадемики предпочли выдать «Оскар» более «приятному» фильму — «Рокки». «Таксиста», в котором затрагивались темы ПТСР после Вьетнама и социального упадка в стране, сочли слишком мрачным и провокационным.
«Сияние» (1980)
Стэнли Кубрик на основе романа Стивена Кинга создал, возможно, лучший фильм ужасов всех времен: «Сияние» — это не просто хоррор, а глубокое социальное исследование человеческой психики, распада личности и семейных отношений. Джек Николсон в фильме — это один из самых запоминающихся образов в истории кино, сцены с топором и девочками-близняшками давно стали мемами. Но академики проигнорировали картину. Более того, Стенли Кубрика и Шелли Дюваль тогда даже номинировали на «Золотую малину» как худшего режиссера и худшую актрису, что сейчас можно расценивать как злую насмешку судьбы.
Время расставило всё по местам. Сегодня «Сияние» регулярно фигурирует в списках величайших фильмов всех времен по разным категориям, его влияние на современную культуру сложно переоценить.
«Однажды в Америке» (1984)
И снова Роберт де Ниро. На этот раз в фильме Серджио Леоне об эпохе сухого закона в США и ее последствиях. Масштабная драма о судьбе нью-йоркских гангстеров осталась без внимания киноакадемии и не получила ни одной номинации на «Оскар». Предполагалась только награда Эннио Морриконе — за музыкальное сопровождение, но оказалось, что имя композитора пропустили в титрах. Номинация оказалась невозможной по правилам киноакадемии.
Впрочем, весной 1985 года музыка не осталась без награды: лучшим фильмом тогда стал «Амадей» Милоша Формана, а награду за саундтрек к достаточно неоднозначной историко-социальной картине «Поездка в Индию» получил Морис Жарр.
«Эдвард Руки-ножницы» (1990)
Американская киноакадемия традиционно довольно консервативна в своих предпочтениях. И эта готическая сказка с элементами фэнтези и необычной эстетикой совершенно не вписывалась в сложившиеся представления о серьезном кинематографе. Поэтому на церемонии 1991 года основным победителем стал «Танцующий с волками» Кевина Костнера — более традиционный для киноакадемии исторический эпос.
Стоит отметить, что у фильма «Эдвард Руки-ножницы» все же была номинация на «Оскар» за лучший грим, но он уступил ее ныне полузабытому комиксоиду «Дик Трейси». Однако отсутствие главных наград никак не умаляет художественной ценности фильма, который стал одной из лучших работ как Тима Бёртона, так и Джонни Деппа.
«Побег из Шоушенка» (1994)
Когда говорят об оглушительных провалах, стоит вспомнить об этом фильме Фрэнка Дарабонта, который был номинирован на семь «Оскаров», включая «Лучший фильм», но не получил ни одной статуэтки. Правда, и конкурент, собравший всё золото мира, был из достойнейших — «Форрест Гамп».
Кинокритик Роджер Эберт тогда писал: «Побег из Шоушенка» — фильм о том, как важно никогда не терять надежды, даже когда всё против тебя». Он был прав: сегодня «Побег из Шоушенка» возглавляет рейтинг IMDb как лучший фильм всех времен по мнению зрителей. «Форрест Гамп» в этом списке — на 11-м месте.
«Шоу Трумана» (1998)
Фильм был номинирован на «Оскар» в категориях «Лучшая режиссура», «Лучший оригинальный сценарий» и «Лучшая мужская роль второго плана» (Эд Харрис). Но статуэток ему не досталось. Еще одно доказательство того, что киноакадемики руководствуются текущей повесткой и не оценивают перспективу номинируемых картин. Сатирическая направленность «Шоу Трумана» и критика массовой культуры и телевидения тоже могли показаться слишком провокационными (знали бы кинематографисты, что грядет эпоха соцсетей и ИИ, когда можно вылепить какой угодно образ). Да и Джима Керри тогда воспринимали исключительно как комика, поэтому ему не досталось даже номинации на «Оскар».
С другой стороны, 1998 год (как и упомянутый выше 1994-й) был исключительно сильным для кинематографа. Главным конкурентом «Шоу Трумана» на церемонии стала картина «Спасти рядового Райана» Стивена Спилберга, которая получила пять «Оскаров», включая награду за лучшую режиссуру (правда «Лучший фильм» ушел «Влюбленному Шекспиру»). Эта военная драма затронула еще одну очень важную для американского общества тему — тему Второй мировой войны, которая традиционно находит отклик у членов киноакадемии.
«Зеленая миля» (1999)
1999-й тоже прославился сильными картинами. Лучшим фильмом того года, по мнению киноакадемиков, стала «Красота по-американски» — и тоже вполне заслуженно. А у «Зеленой мили» было четыре номинации на «Оскар»: «Лучший фильм», «Лучший актер второго плана», «Лучший адаптированный сценарий» и «Лучший звук», и среди них — ни одной победной, творению режиссера Фрэнка Дарабонта снова не повезло.
Причины очередного провала — на поверхности. Наличие мистических элементов и тюремная тематика, несмотря на глубокий драматизм сюжета, традиционно не пользуются расположением членов Американской киноакадемии. Исторически сложилось так, что более «серьезные» социальные драмы или исторические картины имеют больше шансов на победу.
«Бойцовский клуб» (1999)
Культовую картину Дэвида Финчера сразу встретили неоднозначно. Критики разделились на два лагеря: одни назвали фильм гениальным высказыванием о кризисе маскулинности и потребительском обществе, другие обвинили режиссера в пропаганде насилия и нигилизма. Картина не получила ни одной значимой номинации на «Оскар», у нее была лишь техническая категория за монтаж звука.
Роджер Эберт тогда написал: «Это фильм, который заставляет задуматься о том, насколько глубоко современное общество погрязло в иллюзиях». И снова оказался прав.
Ранее мы рассказали о Московском международном кинофестивале, которому в 2025 году исполняется 90 лет.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».