«Дар — это поручение»: партитура жизни композитора Александра Журбина
Автору рок-оперы «Орфей и Эвридика» Александру Журбину исполнилось 80 лет
Ташкент — Москва: начало пути
Александр Борисович Журбин родился 7 августа 1945 года в Ташкенте в семье инженеров Бориса Марковича Гандельсмана и Ады Александровны Литвак-Журбиной.
Его музыкальный путь начался в Ташкентской музыкальной школе имени В. А. Успенского. Окончив ее в 1963 году, он решил покорить Москву. Первая попытка поступить в Гнесинку по классу виолончели оказалась неудачной. Однако Журбин не сдался — пару лет спустя он вернулся в столицу и поступил, но уже как композитор.
Учителями Журбина стали выдающиеся мастера: Николай Пейко, Григорий Литинский, Арам Хачатурян, Сергей Слонимский, Юзеф Кон. Именно эта плеяда педагогов сформировала прочный фундамент его музыкальной личности. В 1969 году Журбин окончил Гнесинку, а в 1973-м — аспирантуру Ленинградской консерватории.
Интересно, что до 1972 года композитор носил фамилию Гандельсман, а затем взял фамилию матери — Журбин, объяснив это сложностью произношения родовой фамилии.
«Орфей и Эвридика»: революция в советской музыке
Звездным моментом в карьере Журбина стала рок-опера «Орфей и Эвридика», созданная в 1975 году на либретто Юрия Димитрина. Это было дерзкое и новаторское произведение для советской музыкальной культуры. Впервые на отечественной сцене появилась полноценная рок-опера, которая объединила классические оперные формы с современным рок-звучанием.
Премьера состоялась в оперной студии при Ленинградской консерватории в постановке Марка Розовского. Главные партии исполнили Альберт Асадуллин и Ирина Понаровская. Произведение имело оглушительный успех и выдержало более трех тысяч представлений, а запись разошлась тиражом в два миллиона экземпляров. В 2003 году «Орфей и Эвридика» вошла в Книгу рекордов Гиннесса как мюзикл, максимальное количество раз сыгранный одним коллективом.
«Когда я написал рок-оперу, я неожиданно стал известен всем — именно как эстрадный, мюзикльный композитор. И понеслось: заказы, телевидение, певцы, певицы, кино, театры — я еле успевал написать все, что меня просили», — вспоминал Александр Журбин.
Многогранность таланта: от академической музыки до эстрады
Творческий путь Журбина можно условно разделить на три периода, о которых он сам говорит как о «трехчастной, репризной форме»: «Сначала, до 1975 года, я писал исключительно академическую музыку: симфонии, сонаты, квартеты, оратории. Потом, после «Орфея и Эвридики» и нескольких успешных песен, я неожиданно стал известен как эстрадный композитор. А сейчас я вдруг вернулся к началу — опять пишу симфонии и академические оперы».
В академическом жанре Журбин создал десять симфоний, концерты для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром, оркестровые сюиты, кантаты и множество камерных произведений. Его Пятая симфония носит название Sinfonia Bizzarra («Странная симфония») с подзаголовком «Play, memory!» — аллюзия на мемуары Набокова «Speak, Memory». «У этой симфонии есть автобиографические мотивы», — признавался композитор.
Журбин — автор более десятка опер, среди которых «Разбитое зеркало», «Луна и детектив», «Нетерпение», «Фьоренца», «Униженные и оскорбленные», «Король и его три дочери». Особое место в его творчестве занимает опера «Мелкий бес» по роману Федора Сологуба, впервые поставленная в Камерном музыкальном театре имени Б. А. Покровского в 2015 году.
«В этой опере нет любви, нет никаких светлых чувств, все персонажи — отрицательные. И в центре — абсолютный мерзавец, негодяй и маньяк, — говорил композитор. При этом он отмечал: «Там есть немало гадкого и отвратительного, но после нее люди выходят с ощущением надежды. Это главное, что должен дать художник публике».
Журбин написал музыку поччти к 70 фильмам и сериалам, среди которых «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Эскадрон гусар летучих», «Женатый холостяк», «Джек Восьмеркин — «американец», «Биндюжник и король», «Московская сага», «Тяжелый песок». За музыку к телефильму «Московская сага» композитор был удостоен награды «За лучшую оригинальную музыку» во Франции в 2006 году.
Его песни стали народными хитами: это «Мольба», «Послевоенное танго», «Тучи в голубом», «Песня о счастье», «Лошадка-жизнь». Их исполняли Иосиф Кобзон, Тамара Гвердцители, Николай Караченцов, Михаил Боярский и многие другие звезды эстрады и кино.
Россия и Америка в жизни Александра Журбина
С 1990 по 2002 год Александр Журбин жил и работал в Нью-Йорке. Этот период был для него временем новых открытий и творческих экспериментов.
«Я никогда не был эмигрантом в официальном смысле, я никогда не менял документы, — пояснял композитор. — Я получил контракт в Америке, мне прислали, я принес в организацию... Мне сказали: «Пожалуйста, приезжайте когда угодно, с семьей». Мы сели в самолет и прилетели в Америку».
В США Журбин основал русскоязычную театральную труппу «Блуждающие звезды», поставил мюзикл How it was done in Odessa по Исааку Бабелю, организовывал фестивали российского кино. И хотя американский период не принес ему такой же славы, как в России, это обогатило его творческий опыт.
«В Америке мои успехи значительно скромнее... У меня были здесь и достижения, у меня шел спектакль довольно долго в одном из театров, у меня была киномузыка, у меня бывают концерты, но все-таки американцем я не стал», — рассказывал Журбин.
С начала 2000-х он вернулся к активной творческой деятельности в России, хотя продолжает жить «на два дома» — в Москве и Нью-Йорке.
«Третье течение» и полистилистика
Александра Журбина часто относят к представителям «третьего течения» — направления, объединяющего признаки классической музыки и неакадемических школ. Композитор признает влияние на свое творчество таких фигур, как Густав Малер, Курт Вайль и Леонард Бернстайн.
«Главное в них — это пренебрежение «моностильностью», «чистым стилем»... А мне всегда казалось, что некоторое стилистическое мерцание, колебание «стилистической волны» идет на пользу произведению», — объяснял Журбин.
Он сторонник полистилистики и считает, что будущее именно за этим музыкальным направлением. При этом композитор выделяет целую плеяду единомышленников: «Наша «Могучая кучка» — композиторы «третьего направления», которые известны всем. Это Геннадий Гладков, Эдуард Артемьев, Владимир Дашкевич, Алексей Рыбников, Максим Дунаевский, Марк Минков, а также ваш покорный слуга. Всего нас было семь человек. Можно нескромно сказать: «Великолепная семерка».
Отличительная черта всех этих композиторов — каждый из них создал популярные произведения, которые знает вся страна, при этом все они получили классическое консерваторское образование и владеют академическими техниками композиции.
Музыкальные принципы и эстетика Журбина
Для Журбина тем не менее важна понятность его музыки слушателю: «Я всегда старался приблизиться к тому, чтобы стать понятным, стать доступным. Хотя у меня есть произведения, которые совсем не для широкой аудитории».
Композитор выступает против чистого авангарда: по его мнению, многие современные эксперименты — лишь повторение того, что было создано десятилетия назад. «Весь так называемый авангард я слышал уже в 70-е годы... К сожалению, всё повторяется, и от того, что придумываются новые названия типа «спектральная музыка», «постспектральная музыка»... Это все уже было давным-давно», — считает он.
Журбин убежден, что настоящее композиторское искусство должно обращаться к душе человека. «Композиторское искусство — очень тонкая и нежная вещь, его надо холить и лелеять, передавать из рук в руки. И я уверен — все эти новейшие вещи уйдут. Как ушли все предыдущие «измы». А останется музыка, обращающаяся к человеку, к его душе», — подчеркивал композитор.
Личная жизнь и общественная позиция
Александр Журбин женат вторым браком. Его супруга — поэтесса Ирина Гинзбург-Журбина, ставшая соавтором многих его произведений.
От брака с Ириной у Журбина родился сын Лев (1978), который пошел по стопам отца и стал композитором. Он живет в США и играет на необычном шестиструнном инструменте — фадолине. «Он очень талантливый музыкант, он и композитор, он и дирижер, он аранжировщик, он блестящий скрипач», — с гордостью говорит отец.
Первой женой Журбина была композитор Лора Квинт. В этом браке родился сын Филипп Квинт (1974), ставший профессиональным скрипачом.
Журбин предпочитает держаться в стороне от политики, сосредоточившись на творчестве. «Я никогда не был членом никакой партии, ни коммунистической, ни антикоммунистической... Я стараюсь держаться подальше от политики», — подчеркивает он.
Что касается его взглядов на современное состояние музыкальной культуры, то Журбин с тревогой отмечает упадок музыкальной критики: «В России музыкальная критика действительно умирает, а может, и уже умерла. То, что осталось, — это клановые разборки... Никто эти критические статьи не читает».
Александр Журбин сегодня
Александр Журбин продолжает активно работать. Из произведений малой формы в последнее десятилетие он завершил «Fine Fantasy for Fadolin», посвященную младшему сыну, цикл романсов на стихи Марины Цветаевой, написал оперу-буфф «Счастливый день», создал музыку к нескольким спектаклям и фильмам. Он продолжает заниматься просветительской деятельностью, ведет программы на радио, пишет книги.
Композитор не собирается останавливаться. «У меня еще есть много планов, есть незаконченные циклы (несколько оперных циклов!) и другие задумки», — говорит он.
К 80-летию композитора, уже по юбилейной традиции, в разных городах России и мира пройдет масштабный музыкальный фестиваль.
За последние пять лет Александр Журбин создал четыре симфонии (7—10), которые прозвучат впервые. Седьмая симфония будет исполнена в Санкт-Петербурге, а остальные — в Большом зале Московской консерватории 12 сентября. Концерты также пройдут в Москве, Ташкенте, Париже и Нью-Йорке. На фестивале будут представлены и его прежние оперные работы в эстрадных вариантах.
Кроме того, зрителям покажут новые постановки мюзиклов «Биндюжник и король», «Мышеловка», «Щелкунчик» и «Куртизанка», которые активно исполняются в России и странах бывшего СССР.
«Дар — это поручение. Если тебе дал Бог дар — любой, ты можешь быть математиком, шахматистом, музыкантом, — то это поручение, и ты должен это поручение выполнить. И когда ты что-то написал, ты думаешь: я выполнил поручение сегодня. И это огромное счастье. И ничего лучше этого нет на свете», — так определяет Александр Журбин смысл своей жизни и творчества.
Ранее мы рассказали о творческой вселенной Алексея Рыбникова. Композитор отметил 80-летие 17 июля.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».