Дело Толстых: обреченные на семейное счастье в экранизации классического романа
«Семейное счастье»: что осталось от романа Толстого
«Семейное счастье» — первая в истории экранизация одноименного романа Льва Толстого, который он сам, кстати, не причислял к своим писательским заслугам. Стася Толстая, однако, сумела рассмотреть в этом «неудачном» произведении глубину, которую сложно найти в современных историях о любви.
В центре повествования — юная Маша (Евгения Леонова), оставшаяся сиротой в 17 лет. Опекуном девушки становится Сергей Михайлович (Евгений Цыганов), друг ее покойного отца, он значительно старше своей подопечной. И то, что начинается как отношения с долей отеческой заботы, вскоре перерастает во взаимное влечение. Влюбленные женятся, и Маша переезжает в имение мужа, предвкушая идиллию семейной жизни.
Но, как часто бывает, фантазии разбиваются о реальность. Деревенская рутина, контроль свекрови, разница в возрасте и опыте — все это приводит к первым трещинам в их отношениях. Попытка «развеяться» в Петербурге только усугубляет ситуацию: Маша погружается в водоворот светской жизни, балов и флирта, что вызывает ревность Сергея Михайловича.
«Такая история могла развиваться и в XIX, и в XVII, и в XXI веках», — говорит режиссер Стася Толстая. И действительно — история разочарования и взросления, рассказанная русским классиком, звучит удивительно современно.
«Авторы старались максимально аккуратно подойти к литературной основе. Конечно, фильм стал более современным, чтобы зрители не заскучали и был современный темп повествования», — отметил в беседе с «Ямал-Медиа» кинокритик Дмитрий Бортников.
Однако при всем уважении к первоисточнику создатели фильма не превратили его в «антикварную шкатулочку». Картина живет благодаря синтезу старого и нового, классического и авангардного.
Евгений Цыганов: феномен постоянного присутствия
«Почему снова Цыганов?» — вопрос, который задают многие при виде афиши фильма. Но этому есть объяснение, которое дал Дмитрий Бортников: «Актер перевоплощается и создает образы, устраивающие продюсеров и других создателей проектов. А зритель находит новые краски в, казалось бы, давно «заигравшемся» актере».
Евгений Цыганов на ММКФ получил «Серебряного святого Георгия» за лучшую мужскую роль, что еще раз подтвердило высокий уровень его мастерства. И в роли Сергея Михайловича он нашел особую интонацию — его герой мечется между нежностью к юной жене и страхом потерять ее, между желанием контролировать и пониманием того, что это разрушит любовь.
Открытием фильма стала Евгения Леонова, для которой Маша — первая главная роль в полнометражном кино. Ее героиня проходит путь от наивной девочки, верящей в романтическую любовь, до зрелой женщины, понимающей, что настоящая любовь — это каждодневный выбор человека.
Тихое счастье или громкое разочарование?
Особенность «Семейного счастья» в том, что фильм не дает готовых ответов на вопрос, что такое счастье в браке. Можно ли сохранить чувства, когда страсть угасает и начинаются скучные будни?
Некоторые критики увидели в фильме консервативный посыл: жена должна вести домашнее хозяйство, воспитывать детей и не искать счастья вне семьи. Другие, напротив, отметили феминистский подтекст: героиня проходит путь самопознания и обретает собственный голос.
«Метаморфозы в образе жизни и характере делают из еще вчера уверенной в своем будущем девушки сомневающуюся, почти роковую женщину. Тогда между разными по темпераменту, возрасту и взглядам супругами встает фундаментальный вопрос: не поторопились ли они с женитьбой и удастся ли им сохранить некогда незыблемое семейное счастье?» — считает обозреватель портала «Men Today» Никита Прунков
Критик «Постнюьс» Мария Самарина оказалась еще более резкой: «Фильм выглядит не тонким размышлением о семейных отношениях, а набором претенциозных сцен и самолюбованием».
Фильм «Семейное счастье»: половинки целого
Картина и сюжетно, и визуально разделена на две половины, контрастирующие по настроению и стилистике. Первая часть — размеренное повествование о жизни в деревне, вторая — головокружительные балы, неоновые огни и клиповый монтаж петербургских сцен.
Художник-постановщик Ксения Беляева виртуозно поработала с цветовой гаммой, превратив визуальный ряд в отдельные акценты языка повествования. В первой половине фильма преобладают насыщенные, яркие цвета: зелень травы, желтые колосья в поле, свежие интерьеры. Одежда героини здесь преимущественно в светлых тонах, символизирующих юность и чистоту.
Но после переезда в дом свекрови палитра меняется: появляются синий, фиолетовый, коричневый и неизменно присутствующий черный. Эти темные цвета становятся зримым воплощением несвободы, которую ощущает Маша в доме, где действуют строгие порядки.
Такой контраст можно интерпретировать и как метафору внутреннего конфликта героини, разрываемой между семейным долгом и жаждой свободы. Но для некоторых зрителей это диссонанс, который мешает целостному восприятию фильма.
По мнению кинообозревателя «Коммерсанта» Юлии Шагельман, «к достоинствам «Семейного счастья» можно отнести актерские работы, особенно Евгения Цыганова и дебютантки Евгении Леоновой в роли его юной жены. Но визуальные решения, полные многозначительного и до предела банального символизма, и романные коллизии, сведенные к мелодраме, топят и их, и фильм в целом».
В чем актуальность романа Толстого
Сама Стася Толстая объясняет свой интерес к роману так: «В нашем мире, где идеал счастья часто упрощается, исследование Толстым нюансов в любви и семейной жизни кажется поразительно современным. Масштаб человеческого чувства достигает невероятных размеров».
Действительно, роман «Семейное счастье» исследует вопрос, который не теряет актуальности: возможна ли настоящая близость между двумя людьми? Не иллюзорная, построенная на эмоциональном всплеске страсти, а глубокая, выдерживающая испытание временем?
«Для меня роман «Семейное счастье» перекликается с более поздними произведениями Толстого — «Анной Карениной» и «Крейцеровой сонатой». Но если Каренина трагически погибает под поездом, а Позднышев убивает свою жену, не выдержав ревности, то в «Семейном счастье» Толстой дает героям второй шанс и надежду. Мечту о прощении», — уверен Евгений Цыганов.
Стоит ли смотреть «Семейное счастье» Стаси Толстой?
«Семейное счастье» — фильм не для всех. Те, кто ждет динамичного сюжета и острых сцен, вероятно, останутся разочарованными. Но для зрителей, готовых к вдумчивому разговору о природе любви и брака, картина Стаси Толстой станет ценным опытом.
«Это кино позволяет взглянуть на привычные события под новым углом и увидеть их с разных ракурсов», — считает Дмитрий Бортников.
А режиссер признается: «Я старалась снимать фильм о том, как наш выбор формирует нашу жизнь. О том, что настоящая любовь — это любовь, обогащенная опытом, и ежедневный выбор одного и того же человека».
Удивительно точно Толстой рассказывает историю от лица юной девушки, точно под микроскопом наблюдая ее переход от романтического идеализма к более разочарованному, «взрослому» взгляду на брак. И, на взгляд режиссера Толстой, это сильно резонирует с нашим временем.
«Семейное счастье» выходит в прокат 11 сентября 2025 года. Помимо Цыганова и Леоновой, в фильме снялись Юлия Снигирь, Ирина Розанова, Владислав Ценев и другие известные актеры. Картина помимо «Серебряного Георгия» за лучшую мужскую роль также получила на 47-м ММКФ приз Международной федерации киноклубов «Колючий взгляд» и была признана лучшей экранизацией на фестивале «Литература и кино».
Напомним: в один день с экранизацией романа Толстого «Семейное счастье» выходит новая комедия «Беги» с Никитой Кологривым и Михаилом Пореченковым.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».