«Двое в одной жизни, не считая собаки»: светлый фильм о любви и верности на фоне Петербурга
Сюжет: история вне времени
Людмила Павловна и Игорь Николаевич Грушневские вместе с собакой Пулей живут в старой питерской квартире. Сын с семьей обосновался за границей, связь с внучкой — редкие видеозвонки.
Игорь Николаевич когда-то занимался научными исследованиями, а сейчас увлекается японской поэзией и китайской живописью. Людмила Павловна, бывший преподаватель сценической речи, продолжает консультировать студентов. Жизнь супругов наполнена тихими радостями — совместным чтением, прогулками с собакой и заботой друг о друге.
Но и трудностей у пожилой пары хватает. Герои сталкиваются с телефонными мошенниками и противостоят чиновникам, которые приходят поздравить их на камеру по крайне неэтичному поводу. Будни супругов скрашивает соседская девочка-подросток Полина, которая, в свою очередь, тоже находит у них понимание и поддержку.
Актерский ансамбль: дуэт, которого ждали 40 лет
Роли супругов Грушневских исполнили Светлана Крючкова и Александр Адабашьян. Легендарный дуэт вновь встретился на съемочной площадке спустя четыре десятилетия после «Собаки Баскервилей», где они сыграли чету Бэрриморов.
Сюжет фильма оказался близок обоим артистам. У Светланы Крючковой один из сыновей живет во Франции, и актриса, как и ее героиня, редко видит свою заграничную внучку. Одна из дочерей Александра Адабашьяна также проживает за рубежом, встречи с ней происходят нечасто.
В одной из сцен, где герои общаются с семьей сына по видеосвязи, звучит голос реальной внучки Крючковой. В другом эпизоде колыбельная, которую Людмила Павловна поет своей юной соседке, — та самая, которую актриса пела своим сыновьям.
Роль девочки-подростка сыграла восходящая звезда кино Полина Гухман. С ней режиссер Андрей Зайцев уже работал в картине «14+: Продолжение».
Продюсер картины «Двое в одной жизни, не считая собаки» Ольга Гранина рассказала изданию Metro: «Такую Полину я еще не видела нигде. То есть она довольно известная молодежная актриса, безусловно талантливая, но здесь она какая-то другая, более глубокая».
Петербург как один из главных героев
Фильм снимали в реальной квартире на Петроградской стороне, где история — буквально в каждом камне. «В этой квартире хорошо чувствуется атмосфера старого дома, который существует больше ста лет, пережил блокаду Ленинграда и другие трагедии. Поэтому Петербург, конечно, один из главных героев фильма», — говорит Ольга Гранина.
Камера неспешно следует за героями, создавая эффект присутствия — зритель словно становится безмолвным наблюдателем за их жизнью. Создатели тщательно поработали со светом: солнечные блики в комнатах и мягкие лучи заходящего солнца на улицах Петербурга наполняют картину теплом и уютом.
Музыкальное сопровождение одной из сцен оказалось удивительно символичным — ария из оперы Беллини «Сомнамбула» идеально совпала с сюжетом про лунатизм героини Полины. Сама актриса, кстати, в детстве также страдала сомнамбулизмом в легкой форме.
«Двое в одной жизни, не считая собаки»: мнения критиков
Картина уже успела завоевать сердца зрителей и профессионального сообщества. На разных кинофестивалях лента собрала пять призов зрительских симпатий и три Гран-при, а игра актеров была отмечена четырьмя наградами за лучшую женскую и четырьмя — за лучшую мужскую роль. Критики особенно отмечали удивительную химию между Крючковой и Адабашьяном, а также тонкий баланс между легким юмором и глубокой человечностью в отношениях героев.
«Юмор в фильме не громкий и не сиюминутный, а тонкий, часто рождающийся в бытовых ситуациях, диалогах, жестах», — подчеркнула обозреватель The Girl Виктория Беликова. Интересно, что шутки нередко рождались непосредственно на съемочной площадке, в диалогах Крючковой и Адабашьяна.
Виктория Беликова также обратила внимание на игру хвостатого артиста в роли собаки Пули. По словам автора рецензии, животное точно передает эмоции и становится «носителем любви и безмолвной поддержки». Да и само присутствие собаки делает историю более уютной и теплой.
А по словам обозревателя «Кинорепортера» Анны Ентяковой, картина буквально пропитана атмосферой летнего Петербурга и давней, но по-прежнему сильной нежностью.
Кинокритик также указала на две особенности фильма: полное отсутствие мрака и правдоподобность. Герои сталкиваются с типичными для пожилых людей трудностями — сложными для них гаджетами, повышением цен и недобросовестными гражданами.
Лента не скрывает от зрителей, что реальность бывает суровой, отметила Анна Ентякова. «Это отсутствие иллюзий в итоге оказывается удивительно окрыляющим, и именно из-за него в утешительную мысль о том, что все будет хорошо, действительно верится», — заключила она.
Фильм с неторопливым сюжетом дарит зрителю счастье полного растворения в игре актеров, пишет Екатерина Данилова в рецензии для сайта кинофестиваля «Лучезарный ангел». (Картина «Двое в одной жизни, не считая собаки» заявлена для показа на церемонии открытия кинофорума). «Мы с упоением погружаемся в медленный питерский быт, в разговоры Людмилы Павловны и Игоря Николаевича, с ними мы слушаем музыку, кряхтя поднимаемся по лестнице в старом доме, вспоминаем пин-код банковской карты», — вдохновенно перечисляет автор.
Представленный в картине «интеллигентский набор» из книг, музыки и высоких чувств неожиданно оказывается сильнее грубой силы, денег и лжи. И даже циничные жулики, сосед-алкаш и «тетка-халда из управы» в мире пожилой пары выглядят карикатурно и убого, отметила рецензент.
По словам Екатерины Даниловой, герои Крючковой и Адабашьяна представляют на экране настоящее чудо жизни, от которого сложно оторваться. «Этим двоим удалось, казалось бы, невозможное — они реабилитировали старость», — утверждает она. Кинокритик даже рекомендует брать с них пример. Потому что, если складывается пазл из любви, музыки, литературы и прекрасного города — ничего не страшно.
Ранее мы рассказали о «всей такой внезапной» актрисе Марине Дюжевой. В этом году ей исполнилось 70 лет.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».