http://Top.Mail.Ru
Московскому метрополитену - 90 лет: история создания и первое метро в Москве | Ямал-Медиа
15 мая 2025, 06:32 (обновлено: 15 мая 2025, 11:37)

Дворцы и туннели под Москвой: столичный метрополитен отмечает 90-летний юбилей

Ровно 90 лет назад, 15 мая 1935 года, была торжественно открыта первая линия Московского метрополитена. Она соединила любимые места отдыха горожан — Сокольники и Парк культуры. Почему от идеи до строительства метро прошло больше полувека, как запускали его первые станции — в материале «Ямал-Медиа».

История строительства метро в Москве

В переводе с французского слово «метро» означает «столичный». Действительно, это один из основных видов транспорта в столицах и городах-миллионниках, преимущество которого в быстром, комфортном перемещении и автономности. Первая в мире подземка появилась в Лондоне в 1863 году. В Париже метро заработало в 1900 году, в Берлине — в 1902.

В Москве первая линия метрополитена открылась для пассажиров 15 мая 1935 года. При этом идеи по его строительству периодически появлялись с конца XIX века. Уже тогда столица испытывала проблемы с перевозками. В начале XX века резко начала расти численность населения, и имеющийся транспорт не справлялся с пассажиропотоком. Для решения вопроса были разные предложения. Наибольшую известность получил проект, представленный в 1902 году инженерами Петром Балинским и Евгением Кнорре. Они задумали построить линии метро и в туннелях, и на открытых эстакадах, но презентация проекта на заседании городской думы не увенчалась успехом по нескольким причинам. Прежде всего против выступили владельцы трамваев, которые потеряли бы часть своих доходов, а также духовенство, считавшее греховным спуск человека «в преисподнюю».

В 1912 и 1913 годах идея строительства метро в Москве вновь обсуждалась всерьез. Было разработано три проекта, но Первая мировая война и недостаток финансирования, революция и Гражданская война надолго отодвинули эти планы. Основным видом общественного транспорта в столице оставались трамваи. В 1925 году был готов проект метро из 86 станций, разработанный по заказу в Германии, но средств на реализацию опять не нашлось. Параллельно в Управлении московских городских железных дорог был создан отдел по проектированию подземки, завершивший работу к 1930 году.

В начале января 1931 года в Москве произошел транспортный коллапс, о вероятности которого предупреждали специалисты. На фоне сильного снегопада было парализовано движение всего транспорта, город встал в гигантские пробки. Хаос продолжался весь день, остановилась работа заводов и учреждений. Стало ясно, что откладывать этот вопрос уже нельзя. В июне 1931 года на пленуме ЦК ВКП(б) было принято решение о строительстве в столице нового вида транспорта — метрополитена. В январе 1932 года работа началась на всех запланированных участках. Курировал строительство Лазарь Каганович, имя которого московский метрополитен носил с 1935 по 1955 год. После он был переименован в честь Ленина.

Одна из первых станций — «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская»). Фото: Gubin Yury/Shutterstock/Fotodom
Одна из первых станций — «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская»). Фото: Gubin Yury/Shutterstock/Fotodom

Открытие первой ветки Московского метро

Первая линия московского метро прошла от станции «Сокольники» до «Парка культуры» с ответвлением от станции «Охотный ряд» до «Смоленской». Ее протяженность составила чуть более 11 километров. Первый участок метро состоял из 13 станций: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные Ворота», «Кировская» (ныне «Чистые пруды»), «Дзержинская» (ныне «Лубянка»), «Охотный Ряд», «Библиотека им. Ленина», «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская»), «Парк Культуры», «Коминтерн» (ныне «Александровский сад»), «Арбатская», «Смоленская». Эти станции охватывали основной пассажиропоток города. Между ними курсировали 12 составов.

Вестибюли метро в Москве открылись для пассажиров 15 мая 1935 года в 06:45 утра. Первые поезда с конечных станций отправились в 07:00. Это было невероятное событие для столицы, собрались очереди из горожан, которым не терпелось протестировать новый вид транспорта. В день запуска столичное метро перевезло примерно 370 тысяч человек.

Долгое время вход в метро был по бумажным билетам, которые проверяли контролеры. Только к 1961 году все станции обзавелись турникетами, в которые при проходе опускали пятикопеечные монеты.

Как выглядело Московское метро в 1930-е годы

Одна из интересных станций первой линии — «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская»), оформленная по проекту Алексея Душкина и Якова Лихтенберга. Ее украшают два ряда колонн, облицованных мрамором, с капителями на верхних частях. На такое оформление архитекторов вдохновили знаменитые древнеегипетские храмы. Необычно сделано освещение: спрятанные в колонны лампы направлены в потолок, чтобы вниз падал мягкий, отраженный свет. Изначально станционный зал метро задумывали как подземный вестибюль Дворца Советов, который планировали построить на месте снесенного храма Христа Спасителя. Проект этой станции получил Гран-при на Международной выставке в Брюсселе (1937), Всемирной выставке в Париже (1937), а также Сталинскую премию (1941).

При отделке павильонов метро широко использовали разные виды мрамора и гранита. Руководствовались при этом не только красотой, но и практичностью материалов, их долговечностью. Архитекторы смогли создать настоящие подземные дворцы, совместив красоту и величие с функциональностью.

К концу 1930-х годов были открыты роскошно оформленные станции метро — «Площадь Революции», «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная»), «Маяковская», «Сокол», «Курская». С помощью скульптур, бюстов, барельефов, изразцов, панно архитекторы создали их уникальный дизайн.

Эпоха создания станций-дворцов в московском метро завершилась в 1955 году. Их стали строить «без излишеств», по упрощенным проектам, чтобы снизить стоимость.

Ретро-вагон московского метро. Фото: Ablakat / Shutterstock / Fotodom
Ретро-вагон московского метро. Фото: Ablakat / Shutterstock / Fotodom

Великолепными были и первые вагоны метро, которые украшали необычные светильники и бра в форме тюльпанов, а также покрытые никелем металлические поручни. В отделке внутренних стен использовали линкруст — стройматериал с гладкой или рельефной поверхностью разных цветов, а пол был покрыт линолеумом. По указанию Кагановича изначально запланированные в вагонах деревянные лавки, как в трамваях и электричках, заменили мягкими диванами с кожаной обивкой. Метро в советской столице стремились сделать лучшим в мире.

Как изменилось Московское метро

Первый участок метро построили в рекордные сроки, вопреки низкой механизации работ, сложным грунтам, нехватке специалистов. В последующие годы набранные темпы не снижали. В 1941 году функционировала уже 21 станция. Даже во время Великой Отечественной войны работа в метро не прекращалась — было построено семь новых станций.

В последние десятилетия метрополитен Москвы очень активно развивается вместе с городом. Сейчас этим видом общественного транспорта ежедневно пользуются в столице более восьми миллионов пассажиров. В качестве ориентира в мегаполисе станции метро используют чаще, чем названия улиц.

История города в столичной подземке переплетается с современными технологиями. В новых вагонах есть кондиционеры, информационные табло, разъемы для зарядки гаджетов. Оплатить проезд можно различными способами, включая биометрию. Комфорт и безопасность поездок остаются основными приоритетами. Иностранцы отмечают не только красоту, но и чистоту московского метро, быстрое движение поездов и минимальное время их ожидания.

С тех пор, как подземный вид транспорта стал неотъемлемой частью жизни горожан, прошло 90 лет. В честь юбилея Московский метрополитен подготовил с 15 по 18 мая праздничную программу. Горожане и туристы смогут увидеть составы различных серий и спецтехнику, историческую реконструкцию открытия метро, а также прокатиться на ретропоезде.


Загрузка...