ЕГЭ-2026: как изменится главный школьный экзамен
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал проекты обновленных контрольно-измерительных материалов (КИМ) для ЕГЭ, которые будут действовать с 2026 года. Ключевая цель предстоящих изменений — усилить связь экзаменационных заданий со школьной программой. При этом структура КИМ останется прежней, но будут уточнены формулировки вопросов и критерии оценки.
ЕГЭ-2026: повышенная прозрачность и привязка к школьной программе
Основное нововведение, которое затронет все предметы, — прямое указание в спецификациях, какому именно разделу школьного курса и классу обучения соответствует каждое задание. Это сделает подготовку более предсказуемой и поможет выпускникам сосредоточиться на глубоком изучении программы, а не на «натаскивании» на типовые задачи.
По замыслу Рособрнадзора, экзамен должен проверять знания, накопленные за все годы обучения. Обновления позволят учителям точнее выстраивать учебный процесс и снизят зависимость от репетиторов, поскольку вся необходимая для экзамена информация будет доступна в рамках школьных занятий.
Изменения в ЕГЭ 2026 года затронули только три предмета: русский язык, литературу и информатику. Остальные дисциплины — биология, география, иностранные языки, история, математика (базовая и профильная), обществознание, физика и химия — остались без изменений.
ЕГЭ по русскому языку
Одни из самых заметных изменений коснутся ЕГЭ по русскому языку.
- В задании 7 теперь могут быть не только морфологические ошибки («ихний» вместо «их»), но и словообразовательные (например, слово «запечатлить» (на картине).
- В задание 9 включили правило из программы пятого класса (правописание слов типа «бюллетень», «парашют», «жюри»), которое раньше не встречалось в экзамене.
- Сочинение-рассуждение в задании 27 теперь будет по объему строго не менее 150 слов. Раньше было можно сдать от 100 до 149 слов с потерей баллов. Зато можно делать до двух логических ошибок и все равно получить один балл за логичность, а раньше — только одну ошибку.
Также обновлен список нормативных источников, используемых при составлении заданий. Это даст школьникам право апеллировать к ним при оспаривании результатов.
ЕГЭ по литературе
Изменения в ЕГЭ по литературе направлены на максимальную детализацию критериев оценки развернутых ответов.
- Мини-сочинения (задания 4.1/4.2 и 9.1/9.2). Максимальный балл увеличен с четырех до пяти. Теперь ответ должен четко содержать: тезис, пример из текста и пояснение, как пример подтверждает тезис.
- Сопоставительные задания (задания 5 и 10). Максимальный балл, наоборот, снижен с восьми до семи. Там уточнили требования к формату ответа.
- За сочинение (задание 11) максимальный балл увеличен с 18 до 20 за счет нового критерия «Фактологическая точность», который отражает знание текста: правильность имен, событий, последовательности. Также уточнили инструкции и критерии оценивания для всех заданий с развернутым ответом.
ЕГЭ по информатике
В рамках импортозамещения произошло ключевое техническое изменение. Все файлы в заданиях теперь только в открытых форматах.
- Таблицы: .ods (задания 3, 9, 18, 22).
- Тексты: .odt (задание 10) и .txt (задания 17, 24, 26, 27).
Фактически нужно будет работать с LibreOffice или OpenOffice вместо привычного MS Office.
Мнения экспертов
По мнению представителя ФИПИ, на данный момент в содержании экзаменов отсутствуют темы, выходящие за рамки школьной программы, а проверяемые сквозные темы остаются востребованными при дальнейшем обучении по профильным специальностям в вузах. Собеседник «Известий» также подчеркнул фундаментальную роль учителя в соблюдении установленной программы и готовности школьников к освоению требуемого материала.
Директор Института развития, здоровья и адаптации ребенка Елена Приступа отметила системный характер изменений, указав на взаимосвязь содержания образования и оценки академических результатов, а также на создание единой линейки учебников. «Содержание образования и оценка академических результатов являются взаимосвязанными процессами», — уточнила она.
Доцент УрГПУ Татьяна Дорохова обратила внимание на историческое несоответствие между демоверсиями и реальными вариантами ЕГЭ, которые традиционно оказывались сложнее и могли соответствовать вузовской программе.
«Традиционно демоверсии по истории и обществознанию действительно соответствовали школьной программе, а вот различные варианты ЕГЭ оказывались намного сложнее демоверсии и могли соответствовать вузовской программе», — добавила эксперт.
Специалисты также отметили неясность с включением новых тем, например региональной истории, и сообщили, что этот вариант еще будет прорабатываться. Что касается опасений «усреднения» результатов, то педагоги успокаивают: сильные ученики все равно проявят себя за счет глубокого знания программы, портфолио и результатов на олимпиадах.
ЕГЭ-2026: эволюция, а не революция
Как отмечают в ФИПИ, изменения в ЕГЭ-2026 выступают не глобальной реформой, а точечной настройкой системы, направленной на повышение ее прозрачности за счет четкой привязки к школьной программе.
При этом экзамен сохраняет свою двойную функцию — выпускного и вступительного, — а потому его сложность и конкурентность останутся высокими.
Для выпускников это означает, что экзамен становится более предсказуемым и прозрачным. Однако нововведения в ЕГЭ по русскому и литературе потребуют более внимательной подготовки к конкретным типам заданий.
Демоверсии для девятого класса уже опубликованы, а окончательное утверждение демоверсий для 11-го класса ожидается по завершении общественного обсуждения в сентябре 2025 года.
Ранее «Ямал-Медиа» рассказывал, что с 1 сентября в России начнет действовать закон, позволяющий государству контролировать прием студентов в вузы на платной основе.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».