http://Top.Mail.Ru
Грядущие изменения в ЕГЭ и ОГЭ 2025: что ждет школьников | Ямал-Медиа
02 сентября 2024, 07:11 (обновлено: 02 сентября 2024, 07:42)

Экзамены по-новому: как изменится аттестация до 2030 года

Обновление государственного экзамена: итоги обсуждения в Москве

В Москве 30 сентября завершилось Всероссийское общественное обсуждение вопросов совершенствования государственной итоговой аттестации. Эксперты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), учителя школ и преподаватели вузов в течение пяти дней работали над основными вопросами, которые касаются процедуры прохождения экзаменов и их формата. Рассказываем, что именно обсуждалось, какие решения были приняты и насколько они необходимы.

Сформированные предложения войдут в дорожную карту по совершенствованию государственной итоговой аттестации до 2030 года.

Что может измениться в структуре ОГЭ и ЕГЭ в 2025 году

Результаты ОГЭ будут учитывать при приеме в 10-й класс

Одним из главных вопросов обсуждения стали результаты экзаменов в девятых классах. Участники пришли к единому мнению, что полученные баллы необходимо учитывать при поступлении в 10-й класс и колледжи.

«Предлагаемая норма необходима на 100% однозначно, поскольку ребенку, который поступил без экзаменов в 10-й класс, будет некомфортно, если он не понимает, зачем ребята здесь собрались, чем они здесь занимаются. Поэтому однозначно экзамены должны быть. В первую очередь это на пользу самому ученику, чтобы ему было комфортнее продолжить свое обучение, построить карьеру, получить нужную профессию».

Наталия Фоминых

доктор педагогических наук, профессор РЭУ имени Г. В. Плеханова

Но не все поддерживают это предложение. Многие педагоги выступают не только против принятия в старшую школу через экзамены, но и против самого ОГЭ в девятых классах.

«Необходимо в 10-й класс брать, в те классы, которые общеобразовательные, без экзаменов. Для профильных классов — да, возможны какие-то испытания. Я сторонник того, чтобы ОГЭ вообще не было в девятом классе, а были выпускные экзамены, как это было во всех школах в прежнее время. Здесь можно работать по классической формуле, когда форму экзамена выбирает школа».

Дмитрий Казаков

член Совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», учитель истории и обществознания

Итоговое собеседование и сочинение не отменят в 2025 году

Участники обсуждения выступили за сохранение собеседования и итогового сочинения по русскому языку. Однако в процедуры будут внесены изменения.

Как отметила директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова, новый формат планируется разработать в течение двух лет.

Формат ОГЭ и ЕГЭ продолжит меняться. Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа»
Формат ОГЭ и ЕГЭ продолжит меняться. Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа»

Ожидается, что будут усовершенствованы критерии оценивания, а также расширен список проверяемых умений выпускников. В частности, предлагалось учитывать межпредметные связи (например, в сочинениях и устных ответах разрешить аргументацию на основе не только литературных материалов).

Экзамены могут перевести в электронный формат

В ближайшее время может быть изменен и формат прохождения экзаменов: тестовую часть планируется перенести в электронный вид. Уже проходят его испытания в ряде школ Москвы. При этом задания с развернутым ответом будут выполняться по-прежнему письменно.

Демоверсии продолжат публиковать

Еще одним вопросом, который был поднят во время обсуждения, стала отмена публикаций демоверсий экзаменов. Сторонники настаивали, что таким образом можно повысить качество проверки, исключив возможность «натаскивания», противники утверждали, что в случае отмены результаты сдачи могут быть неудовлетворительными. Причем речь идет не о знаниях ребят, а о невозможности прочитать и сразу понять задание, представленное на экзамене.

Использование искусственного интеллекта для проверки работ под вопросом

Одним из предложений стало передать проверку работ выпускников искусственному интеллекту. Но, по словам директора Федерального института педагогических измерений Оксаны Решетниковой, пока это рано делать.

В ППЭ появятся блокаторы связи

Предложение, которое было поддержано всеми единогласно, — установить блокаторы мобильной связи в пунктах проведения экзаменов. При этом сейчас этот вопрос находится в стадии обсуждения: с технической точки зрения на его реализацию потребуется время.

«Блокировка связи в пунктах проведения экзаменов действительно оправданна по нескольким причинам. И первая заключается в том, что в школах уже введен закон об ограничении и запрете использования мобильных телефонов телефонов на уроках. И раз на уроках без телефонов, то и на экзаменах это абсолютно нормальная, спокойная, логичная ситуация, когда связь должна быть заблокирована».

Наталия Фоминых

доктор педагогических наук, профессор РЭУ имени Г. В. Плеханова

Не все поддерживают такую норму, считая, что если ученик готов, то и телефон ему не пригодится, а если нет — никакое списывание не поможет.

Обстановка на экзаменах будет напряженнее — в ППЭ планируют установить блокаторы связи. Сергей Зубков/«Ямал-Медиа»
Обстановка на экзаменах будет напряженнее — в ППЭ планируют установить блокаторы связи. Сергей Зубков/«Ямал-Медиа»

«Рамки металлоискателей, шмон, который устраивают перед экзаменом, — все это глупости какие-то. Это не добавляет, это дискредитирует сам ЕГЭ. Есть экзамен, есть кабинет, учителя, которые следят за порядком. Камеры тем более стоят. Этого достаточно».

Дмитрий Казаков

член Совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», учитель истории и обществознания

Возможность пересдачи ЕГЭ не отменят

Нововведение этого года — пересдача одного из предметов ЕГЭ — было оценено всеми участниками дискуссии положительно. А вот идею дать выпускникам возможность выбирать, какой результат в итоге предоставлять, не одобрили.

«Базы» и «профиля» русского языка не будет

Эксперты и преподаватели не поддержали разделение единого экзамена по русскому языку на базовый и профильный уровни по аналогии с математикой.

Предложение изменить формат сдачи в сторону облегчения экзамена для учеников, планирующих связать судьбу с техническими специальностями, поступило от выпускников. Они пожаловались, что русский язык — не приоритетный для них предмет. Но большинство специалистов выразили мнение, что русский язык в первую очередь показывает грамотность и образованность выпускника, что важно в любой специальности.

Изменения в экзаменах по предметам до 2030 года

Литература. В ФИПИ намерены проработать вопрос о введении устной части в ЕГЭ по литературе для оценки выразительности чтения и навыков риторики, хотя эта идея нашла поддержку не у всех учителей.

Обществознание и география. В ЕГЭ по обществознанию и географии эксперты предложили выделить общую часть, обязательную для всех выпускников, и модульную, которая бы различалась в зависимости от выбранного ими дальнейшего направления обучения.

История. Задания в ЕГЭ по истории планируют модернизировать с учетом актуальных исторических событий, а также включить в них вопросы краеведческой тематики.

Структура многих экзаменов в скором времени будет изменена. Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа»
Структура многих экзаменов в скором времени будет изменена. Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа»

Математика. Специалисты предлагают объединить базовый и профильный экзамен, разделив его при этом на две разные по сложности части. Набрав определенное количество баллов за задания первой части, которых выпускнику достаточно для получения аттестата или поступления в неспециализированные вузы, он сможет завершить экзамен. Чтобы получить дополнительные баллы, нужно будет решить задания из второй части. Новая модель будет разработана к 2026 году.

«Дополнительные курсы типа семьеведения, «Разговоры о важном», «Горизонты» какие-то и так далее — это все очень сильно нагружает, конечно, образовательный процесс. А потом отменяются такие предметы. Пару лет назад был введен предмет ОДНРК, потом его отменили. Вот эти шатания очень сильно нагружают образовательный процесс. Нужно сбалансированно подходить к этим вопросам, не внедрять все что попало и потом быстро отменять. Все должно быть продуманно и в спокойном режиме делаться».

Дмитрий Казаков

член Совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», учитель истории и обществознания

Химия, физика и биология. В этих экзаменах может появиться экспериментальная часть, хотя вопрос пока обсуждается. Реализация идеи вызывает сложности, связанные в том числе с наличием качественного оборудования и квалифицированных специалистов в каждом экзаменационном пункте. Разработку возможных вариантов проведения экспериментальной части ФИПИ планирует к 2027 году.

Ранее мы рассмотрели вопрос, нужна ли школьным педагогам проверка на компетентность.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...