Шляпа, смокинг, вечность: 110 лет со дня рождения Фрэнка Синатры
12 декабря исполняется 110 лет со дня рождения Фрэнка Синатры
Рождение Легенды
Фрэнсис Альберт Синатра родился 12 декабря 1915 года в городе Хобокен, штат Нью-Джерси. Он был единственным ребенком в семье эмигрантов из Сицилии. Его отец работал пожарным, а мать — медсестрой. Роды прошли тяжело. Из-за крупного размера ребенка врачи использовали щипцы, что привело к повреждению барабанной перепонки. Позже из-за этой травмы его признают негодным к военной службе во время Второй мировой войны.
Детство Фрэнка прошло в рабочем районе, где царили суровые нравы. Не отличаясь крепким здоровьем и физической силой, он рано понял, что его оружием должны стать не кулаки, а смекалка и талант. Учеба в школе мало его интересовала. Единственной страстью с юных лет была музыка. Услышав пение Бинга Кросби по радио, он понял, что хочет связать свою жизнь со сценой. Известно, что в 15 лет он получил в подарок от дяди укулеле.
В старших классах Фрэнка отчислили за плохое поведение и прогулы. После этого он перебивался случайными заработками: работал курьером в местной газете, помощником на верфи. Но все свободное время и все заработанные деньги он тратил на свою мечту: покупал пластинки, разучивал песни и выступал в любительских клубах и на небольших вечеринках.
Первые шаги к славе
Настоящий старт карьеры произошел в 1935 году, когда молодой Фрэнк вошел в состав местной группы «3 Flashes», которая с его приходом сменила название на «The Hoboken Four». Коллектив победил на популярном радиоконкурсе талантов Major Bowes Amateur Hour. Главным призом были гастроли по стране, но поездка оказалась неудачной — конфликты с другими участниками заставили Синатру покинуть группу сразу после окончания контракта.
Вернувшись в Хобокен, он пел в ресторанах и небольших барах за скромные деньги. В 1939 году его заметил известный джазовый трубач и бэнд-лидер Гарри Джеймс и пригласил его в свой оркестр. С Джеймсом певец записал свою первую сольную пластинку — «From the Bottom of My Heart». Но настоящий прорыв ждал Синатру в оркестре Томми Дорси, куда он перешел в 1940 году.
Именно работая с Дорси, Синатра отточил свой уникальный вокальный стиль. Он буквально учился петь, подражая длинному и плавному звуку тромбона маэстро. Певец даже разработал особую технику дыхания, которая позволяла тянуть музыкальные фразы необычайно долго и ровно. Стиль, получивший название «крунинг» (от англ. croon — «тихо напевать»), Синатра сделал своей визитной карточкой.
В 1942 году, набравшись опыта и уверенности, певец ушел от Дорси и начал сольную карьеру. Успех был ошеломительным. Первые сольные хиты, сделанные еще с оркестрами, «All or Nothing at All» (1939) и «I’ll Never Smile Again» (1940) били все рекорды. Синатру прозвали «Голубоглазым Фрэнки» (Ol' Blue Eyes), а его концерты собирали толпы подростков, особенно девушек, которых охватывала настоящая истерия: они рыдали, кричали и падали в обморок. Так мальчик из Хобокена превратился в первого в мире поп-идола.
Триумф, крах и возвращение музыканта
К середине 1940-х годов Фрэнк Синатра был на вершине славы: миллионы проданных пластинок, главные роли в мюзиклах и статус самого высокооплачиваемого вокалиста страны. В 1946 году компания Columbia Records выпустила его дебютный студийный альбом «The Voice of Frank Sinatra», который моментально разошелся тиражом в сотни тысяч копий.
Однако к концу десятилетия все рухнуло: скверный характер, нежелание соответствовать новым трендам оттолкнули публику. Популярность резко снизилась, а финансовые проблемы возросли. Личная жизнь также превратилась в большой скандал: брак с первой женой Нэнси распался на фоне бурного романа с кинозвездой Авой Гарднер. К 1949 году 34-летнего Синатру фактически списали со счетов.
Спасение неожиданно пришло из серьезного кино. Синатра, зарекомендовав себя в музыкальных комедиях, сумел получить драматическую роль солдата Анджоло Маджио в фильме «Отсюда в вечность» (1953). Его исполнение было настолько пронзительным, что принесло ему «Оскар» и «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль второго плана. Это мгновенно вернуло ему статус звезды, но уже в новом качестве.
Параллельно с этим он перезапустил и музыкальную карьеру, подписав семилетний контракт с Capitol Records. В сотрудничестве с аранжировщиком Нельсоном Риддлом Синатра записал серию культовых альбомов, которые стали классикой, например «In the Wee Small Hours» (1955) и «Songs for Swingin' Lovers!» (1956). Голос певца приобрел новую, зрелую глубину и хрипотцу.
«Когда я пою, песня проникает в душу каждого из слушателей — думаю, это происходит потому, что песня и в моей душе тоже. Это происходит само собой, я ничего не могу с этим поделать. Если пою печальную песню об утраченной любви, то у меня болит душа. Я сам ощущаю эту утрату», — говорил Синатра.
Фрэнк Синатра в кино
Кинокарьера Синатры развивалась параллельно с музыкальной. Он дебютировал на экране в 1941 году с эпизодической ролью в фильме «Ночи Лас-Вегаса». Его ранние появления в 1940-е — это по большей части камео в музыкальных комедиях и ревю — например, в лентах «Выше и выше» (1943) и «Возьми меня с собой на бейсбол» (1949).
«Оскар» за роль в «Отсюда в вечность» кардинально изменила его амплуа, открыв дорогу к серьезным драматическим ролям. Уже в 1955 году он блестяще сыграл бывшего картежника и наркомана Фрэнки Мэшина в драме «Человек с золотой рукой», получив за эту работу номинацию на «Оскар» как лучший актер.
В 1960-е годы Синатра достиг пика своей популярности в кино, мастерски сочетая психологически сложные роли с развлекательными проектами. Он снялся в в масштабной военной драме «Гордость и страсть» (1957), драмеди «Дыра в голове» (1959) и культовом «Маньчжурском кандидате» (1962) в роли майора Беннетта Марко, которая считается одной из его лучших работ. В 1965 году он выступил режиссером и исполнителем главной роли в военной драме «Только отважные».
Публичный образ «крутого парня» Синатры слился с кинематографическим. Он стал звездой популярных развлекательных кинопроектов, таких как криминальная комедия «Одиннадцать друзей Оушена» (1960) и фильм «Детектив» (1968).
Всего фильмография Синатры насчитывает более 60 картин. Хотя его актерский диапазон порой критиковали, он показал, что способен на глубокие, психологически точные роли.
Вершина славы и икона стиля
После возрождения карьеры Фрэнк Синатра не просто вернулся на сцену — он стал устанавливать в индустрии собственные правила. Так, в 1961 году, стремясь к полной независимости, он основал звукозаписывающую компанию Reprise Records. Этот лейбл позволил ему не только самому управлять своими записями, но и приглашать туда друзей, таких как Дин Мартин и Сэмми Дэвис-младший.
Синатра стал живым символом Лас-Вегаса. Его аншлаговые концерты в казино были главными событиями. Именно в начале 1960-х годов окончательно оформилась и достигла пика «Крысиная стая» (Rat Pack). Это неформальное братство образовалось вокруг актера Хамфри Богарта еще в конце 1940-х, но после его смерти в 1957 году ядром группы и ее лидером стал именно Фрэнк Синатра. В ее постоянный состав входили также Дин Мартин, Сэмми Дэвис-младший, Джоуи Бишоп и Питер Лоуфорд.
Синатра придумал фирменный прием — эффектную импровизацию, когда во время сольного номера одного из членов «Стаи» на сцену неожиданно выходили остальные, начиная перебрасываться шутками и исполнять песни. Именно эти мужские шоу в Лас-Вегасе, полные музыки и бравады, задали новый стандарт развлечений, а их коллективный образ — безупречные смокинги и аура «крутых парней» — стал их легендарным брендом.
Даже с триумфом The Beatles и рок-н-ролла Синатра оставался на вершине славы. Во второй половине 1960-х он выпустил свои знаковые хиты: «Strangers in the Night» (1966, №1 в чартах и «Грэмми»), лиричный дуэт с дочерью Нэнси «Somethin’ Stupid» (1967) и философскую «My Way» (1969), ставшую его личным гимном.
Поздние годы и смерть Синатры
Несмотря на то, что в 1971 году Синатра громко объявил об уходе со сцены, его «пенсия» оказалась недолгой. Уже в 1973 году он вернулся с новым альбомом «Ol' Blue Eyes Is Back» и продолжил активные гастроли. В 1974 году он дал исторический концерт в Мэдисон-сквер-гарден, который позже был выпущен как альбом «The Main Event — Live».
Его слава стала поистине мировой. В 1980 году концерт на переполненном стадионе «Маракана» в Бразилии собрал 175 тысяч зрителей и был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как крупнейший сольный концерт в истории. В том же году он записал свой последний громкий хит — «New York, New York». На протяжении 1980-х Синатра много гастролировал, выпустив несколько концертных альбомов.
В 1990-е, чтобы покорить новое поколение, он предпринял смелый шаг: записал альбомы «Duets» (1993) и «Duets II» (1994), где его партнерами выступили звезды поп- и рок-музыки: от Боно из U2 до Натали Коул, Барбары Стрейзанд и Шарля Азнавура. Проект имел оглушительный коммерческий успех. Последнее публичное выступление Фрэнка Синатры состоялось в 1995 году.
Фрэнк Синатра умер 14 мая 1998 года в Лос-Анджелесе в возрасте 82 лет. Причиной смерти стал сердечный приступ. Его похоронили 20 мая на кладбище Desert Memorial Park в городе Кафедрал-Сити (Калифорния). Могила находится рядом с родителями, а на надгробии высечена надпись: «The Best Is Yet to Come» («Лучшее еще впереди») — название одной из его песен.
Личная жизнь и семья Фрэнка Синатры
Фрэнк Синатра был женат четыре раза.
- Нэнси Барбато (1939–1951)
Нэнси — первая любовь певца, брак с ней продлился 12 лет. От этого союза родились трое детей: Нэнси (1940), которая стала успешной певицей и актрисой, Фрэнк-младший (1944–2016) — дирижер, композитор и певец, и Тина (1948) — актриса, продюсер. Развод, инициированный из-за романа с Авой Гарднер, был громким и дорогим.
- Ава Гарднер (1951–1957)
Со звездой Голливуда у Синатры были страстные, бурные и мучительные отношения. Этот брак, полный сцен ревности и примирений, истощил обоих. Детей у них не было.
- Миа Фэрроу (1966–1968)
С актрисой, которая была на 30 лет младше Синатры, брак был недолгим. Они расстались, когда Фэрроу отказалась оставить актерскую карьеру ради семейной жизни.
- Барбара Маркс (1976–1998)
Последний брак с бывшей моделью и актрисой оказался самым долгим и стабильным — вместе они прожили 22 года. Барбара сопровождала Синатру до конца его дней.
Несмотря на скандальную репутацию и сложный характер, Синатра был преданным отцом, поддерживая теплые отношения со своими детьми.
Наследие, награды и вечный голос
Итог карьеры Фрэнка Синатры — это не только миллионы проданных пластинок, но и официальное признание его как ключевой фигуры американской культуры XX века.
Помимо «Оскара» в 1954 году за роль в фильме «Отсюда в вечность», Синатра получил Почетный «Оскар» имени Джина Хершолта (1971) за гуманитарную деятельность. Авторитет Синатры выходил за рамки шоу-бизнеса: в 1985 году президент Рональд Рейган вручил ему Президентскую медаль Свободы, а в 1997-м ему присудили высшую гражданскую награду — Золотую медаль Конгресса США.
В музыке Синатра был одиннадцатикратным лауреатом премии «Грэмми», получив за свою жизнь более 30 номинаций. Трижды композиции в его исполнении («Three Coins in the Fountain», «All the Way», «High Hopes») получали «Оскар» как лучшие песни к фильму. На голливудской «Аллее славы» у Синатры целых три звезды — за вклад в музыку, кино и телевидение. Масштаб его работы впечатляет: за сольную карьеру он выпустил 59 студийных альбомов и 297 синглов, общий тираж которых превысил 150 миллионов копий.
Синатра создал архетип, который пережил десятилетия: безупречный смокинг, шляпа, томный взгляд. Его вокальная манера — «крунинг» — стала фундаментом для поколений певцов, от Элвиса Пресли и The Beatles до Боно и Леди Гаги. Его песни — «Fly Me to the Moon», «My Way», «New York, New York» — не стали архивной музыкой, а превратились в вечный саундтрек, который продолжает звучать в фильмах, на свадьбах и в плей-листах по всему миру.
Ранее «Ямал-Медиа» рассказывал про судьбу шведской актрисы Ингрид Бергман. Со дня ее рождения в августе 2025 года исполнилось 110 лет.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».