Гений и вдохновение. Жизнь и творчество великого немецкого поэта и мыслителя Иоганна Вольфганга фон Гёте
28 августа исполняется 275 лет со дня рождения немецкого писателя Гёте
Биография Иоганна Вольфганга фон Гёте
Детство и юность
Иоганн Вольфганг фон Гёте родился 28 августа 1749 года во Франкфурте-на-Майне в обеспеченной и культурной семье. Его отец, Иоганн Каспар Гёте, был имперским советником, а мать, Катарина Элизабет Текстор, происходила из семьи городского старшины. С раннего детства Иоганн был окружен книгами и творческой атмосферой, что сильно повлияло на его развитие.
Гёте получил превосходное домашнее образование. Отец, человек строгих нравов, тщательно следил за учебным процессом и стремился предоставить сыну всестороннее образование. Уже в юные годы Гёте проявлял живой интерес к литературе, языкам и наукам. В возрасте восьми лет он начал сочинять свои первые стихи и пьесы, а к подростковому возрасту уже владел несколькими языками, включая латынь и греческий.
Первые успехи
После окончания гимназии в 1765 году Гёте поступил в Лейпцигский университет, где изучал право. Однако его истинной страстью были литература и искусство. Он предпочитал посещать лекции Христиана Геллерта, на которых студенты могли демонстрировать свои литературные работы. Также он посещал уроки рисования у Адама Фридриха Эзера, став близким другом его семьи. Эзер познакомил Иоганна с работами Винкельмана, «отца искусствознания», что оказало большое влияние на его творчество.
Лейпцигский период был насыщен общественными и культурными событиями. Иоганн влюбился в дочь трактирщика Анну Катарину Шёнкопф и посвятил ей сборник стихов «Аннете». В 1769 году появился второй сборник — «Новые песни».
В 1768 году Иоганн заболел и вернулся во Франкфурт, не завершив обучение. Долгое выздоровление заставило его задуматься о мистике и религии, что отразилось в его первых литературных произведениях.
В 1770 году он продолжил учебу в Страсбурге, где познакомился с Иоганном Гердером и другими молодыми писателями. В этот период он влюбился в Фридерику Брион, которой посвятил несколько стихотворений. Их отношения спустя 150 лет вдохновили Франца Легара на создание оперетты «Фридерика».
Летом 1771 года Иоганн представил свою диссертацию, в которой рассматривал взаимодействие государства и церкви, но встретил сопротивление со стороны богословов. Несмотря на это, ему удалось получить степень лиценциата, и позже он развил свои идеи о допустимости смертной казни для детоубийц в драме «Трагедия Гретхен».
Благодаря хорошему образованию и семейному богатству Гёте никогда не нуждался. После завершения учебы в 1771 году он открыл юридическую фирму во Франкфурте и стал стажером при Императорской палате суда в Вецларе.
Однако его литературные успехи вскоре превзошли юридические. В 1773 году он опубликовал драму «Гец фон Берлихинген», которая получила широкую известность и стала важной вехой в его творчестве, став манифестом «Бури и натиска». В 1774 году вышел его первый роман «Страдания юного Вертера». Тогда же он начал работу над «Фаустом», который сейчас считается классикой не только немецкой, но и мировой литературы.
Карьера Гёте
К 1775 году Гёте прославился не только как умелый юрист, но и как талантливый литератор. Юный герцог Карл Август Саксен-Веймар-Эйзенахский пригласил его посетить Веймар. Покровительство переросло в дружбу, и Гёте стал советником герцога. Его задачей было свести концы с концами в государственном бюджете. В 1782 году его назначили главой финансовой палаты и пожаловали дворянство.
Государственная работа оставляла мало времени для творчества. В этот период Гёте занимался наукой: горнодобывающей и лесной промышленностью, сельским хозяйством, геологией и минералогией, ботаникой и остеологией.
В середине 1780-х годов Гёте пережил кризис — придворная жизнь и обязанности его тяготили, личные отношения не складывались, новые произведения не писались. Почти тайно Гёте отправился в Италию под именем Иоганна Филиппа Мёллера.
В Риме он познакомился с художником Йоханном Тишбейном, который написал его знаменитый портрет, а также с другими немецкими и итальянскими деятелями искусства. Позднее день приезда в Рим Гёте отмечал как «римский день рождения», что стало традицией для многих творческих людей.
Позднее Гёте описал свою благотворную поездку в «Итальянском путешествии». В Италии он ощутил творческий подъем и завершил трагедии «Торквато Тассо», «Ифигения» и «Эгмонт».
В 1788 году Гёте вернулся в Веймар. Герцог, не рассердившись на отсутствие министра, поддался его просьбам и освободил от государственных обязанностей, но оставил за ним место в Совете министров и жалованье. По сути, Гёте выполнял функции министра культуры, осуществляя контроль над научными и художественными учреждениями, включая Йенский университет. С 1791 года Гёте также руководил новым Веймарским придворным театром и занимал эту должность до 1817 года.
В 1789 году Гёте завершил значительную часть своих произведений, включая ревизию «Вертера» и несколько пьес. Главным неоконченным произведением оставался «Фауст», первый фрагмент которого был опубликован в 1790 году.
В 1790 году Гёте во второй раз посетил Италию, но его энтузиазм по поводу этой страны угас. В 1792 году он переехал во Францию вместе с Карлом Августом, чтобы принять участие в войне, которую вели Австрия и Пруссия против революционного правительства. Этот опыт Гёте описал в «Походе во Францию». В награду за преданность Карл Август подарил ему дом в Веймаре, который сохранился до наших дней.
Писатель с интересом следил за событиями Французской революции и отразил их в своих произведениях: «Беседы немецких эмигрантов» (1795) и поэме «Герман и Доротея» (1797). В то же время он все больше увлекался естественными науками: анатомией, ботаникой, минералогией, оптикой и теорией цвета.
В октябре 1808 года Гёте был принят Наполеоном во время Эрфуртского конгресса князей. Позже писатель получил Большой крест ордена Почетного легиона. В 1811 году он начал записывать свои детские воспоминания, назвав их «Поэзия и правда».
В 1815 году по решению Венского конгресса герцогство Саксония-Веймар-Эйзенах стало Великим герцогством. Гёте снова занял пост государственного министра.
В последние два десятилетия жизни Гёте у него работали двое талантливых секретарей. Свободное время Гёте решил посвятить работе над второй частью «Фауста», которую завершил между 1825 и 1831 годами. Однако при жизни он не хотел публиковать это произведение и передал его управляющим своим имением.
Иоганн Вольфганг Гёте скончался 22 марта 1832 года после длительной простуды. Его последние слова, по разным данным, были: «Закройте окно» или «Больше света!». Но, возможно, он произнес что-то похожее на «Больше ничего» или «Здесь плохо» — в последние дни он говорил только на родном диалекте. Великого немецкого поэта похоронили в княжеском склепе в Веймаре.
«Страдания юного Вертера»
Роман в письмах, вышедший в 1774 году, стал символом движения «Буря и натиск».
Сюжет прост: молодой Вертер влюбляется в Лотту, обрученную с другим, что и приводит к трагической развязке. В произведении Гёте мастерски передает внутренний мир героя-романтика, полного противоречий и страстей, стремящегося к недостижимому идеалу.
Письма Вертера другу Вильгельму раскрывают эволюцию его мыслей и чувств, погружая читателя в атмосферу эпохи Просвещения. Роман наполнен философскими размышлениями о природе человека, любви и страдании.
Книга оказала огромное влияние на молодежь того времени, вызвав волну подражаний и даже самоубийств, известную как «вертеромания». Но, несмотря на трагичность, роман нес утешение, показывая, что страдания помогают лучше понять себя и мир, а образ Вертера символизирует поиски истины и смысла.
«Фауст»
Гёте работал над философской драмой «Фауст» всю свою творческую жизнь: первая часть вышла в 1808 году, вторая — после смерти автора в 1832-м. Такой длительный срок подчеркивает глубину и тщательность проработки произведения.
Главный герой стремится постичь всю мудрость мира, но сталкивается с ограничениями человеческого познания. В отчаянии он заключает сделку с Мефистофелем, обменивая душу на исполнение желаний.
Фауст символизирует человека, ищущего истину и смысл, не довольствуясь поверхностными ответами. Его стремление к знаниям отражает вечное стремление человечества к самосовершенствованию.
Ключевая тема — борьба добра и зла, но без однозначных ответов. Взаимоотношения Фауста и Мефистофеля многогранны; демон — не только злой дух, но и катализатор изменений.
Символы и аллюзии, использованные Гёте, передают глубокие идеи. Маргарита, возлюбленная Фауста, символизирует чистоту, разрушенную действиями героя. Их трагическая любовь напоминает о рисках в погоне за идеалами.
«Фауст» — не просто история о сделке с дьяволом. Это философское произведение, где переплетаются размышления о смысле жизни и экзистенциальные вопросы.
Движение «Буря и натиск»
Движение «Буря и натиск» (Sturm und Drang) стало важной вехой в немецкой литературе XVIII века на переходе от рационализма Просвещения к эмоциональности романтизма.
Название движения отражает бурные эмоции и энергию его участников. Молодые писатели и поэты, недовольные устоявшимися нормами, стремились к свободе и творческому самовыражению.
Основоположником движения был Гёте. Его «Страдания юного Вертера», драматургия и баллады по стилю принадлежали уже к новому направлению, исследовавшему внутренний мир и эмоции человека. Другой ключевой представитель движения, Фридрих Шиллер, в пьесе «Разбойники» воплотил идеалы свободы и борьбы против несправедливости.
«Буря и натиск» обращалась к природе как к источнику вдохновения и символу свободы, противопоставляя ее рационализму и урбанизму эпохи Просвещения. Писатели использовали живой, эмоционально насыщенный язык, отказываясь от строгих форм и канонов.
Несмотря на кратковременность, «Буря и натиск» оказала значительное влияние на литературу и мировую культуру, предвещая эпоху романтизма. Эмоциональная насыщенность и стремление к индивидуализму вдохновили множество поколений читателей и художников. Движение открыло новые горизонты и переосмыслило многие традиционные представления о творчестве и человеческой природе.
Личная жизнь Гёте
Личная жизнь поэта, мыслителя и политика была не менее насыщенной и разнообразной, чем его творческая карьера. Его романтические увлечения, дружеские связи и семейные отношения оставили глубокий след в его произведениях.
Гёте был известен своими многочисленными увлечениями. Одним из самых известных был его роман с Фридерикой Брион, дочерью пастора из деревни Зезенхайм. Эти отношения вдохновили его на написание многих стихотворений и отразились в его ранней прозе. Однако, несмотря на сильные чувства, эти отношения не привели к браку, и Гёте продолжал искать свою настоящую любовь.
Одним из самых известных любовных увлечений Гёте была Шарлотта Буфф, которую он встретил в 1772 году. Вдохновленный этой встречей, Гёте написал роман «Страдания юного Вертера». Именно Шарлотта Буфф стала прототипом Лотты.
Важным этапом в его личной жизни стала встреча с Шарлоттой фон Штейн, женой придворного. Их отношения, наполненные нежностью и уважением, продолжались более десяти лет. Шарлотта оказала значительное влияние на Гёте, и их переписка стала важной частью его литературного наследия.
Также стоит упомянуть Беттину фон Арним, молодую писательницу и поклонницу Гёте, которая вела с ним обширную переписку. Их письма открывают нам глубокие философские и литературные размышления и показывают, насколько Гёте был вовлечен в интеллектуальные и эмоциональные диалоги с женщинами своего времени.
Тем не менее свое истинное счастье Гёте нашел в браке с Кристианой Вульпиус. Они познакомились в Веймаре в 1788 году. Их отношения продолжались более 18 лет, прежде чем они официально поженились. Несмотря на то, что родственники писателя считали их союз неравным из-за социального статуса Кристианы, Гёте всегда подчеркивал ее значимость в своей жизни и творчестве. У них родилось пятеро детей, но только один сын, Август, дожил до взрослого возраста.
Гёте также поддерживал тесные дружеские связи с многими выдающимися личностями своего времени. Особенно значимой была его дружба с Фридрихом Шиллером. Вместе они создали множество произведений и обменялись более чем тысячей писем. В 1797 году, который они назвали «годом баллад», друзья соревновались в написании баллад, чтобы выяснить, кто из них лучше. В этот период появились классические произведения: «Ученик чародея» Гёте и «Перчатка» Шиллера.
В 1805 году и Гёте, и Шиллер серьезно заболели. 9 мая того же года Шиллер умер, оставив друга, который страдал от тяжелой почечной колики, в глубокой печали. Но этот личный кризис стал катализатором нового этапа творчества Гёте. Если начало XIX века было не самым продуктивным, то вскоре после смерти Шиллера он вернулся к работе над «Фаустом», начал писать «Годы странствий Вильгельма Мейстера», из которых вырос роман «Избирательное сродство», завершил «Учение о цвете» и опубликовал «Поэзию и правду».
Этот период творческого подъема сопровождался множеством любовных историй и продолжался до 1823 года, когда Гёте познакомился с пианисткой Марией Шимановской в Веймаре. В ее честь он устроил прием, а на следующий день встретился с ней на ужине в узком кругу. Прощаясь, Гёте, охваченный паникой, попросил канцлера Мюллера вернуть Шимановскую. Мюллер выполнил просьбу, и она вернулась с сестрой. Гёте, стараясь сохранить спокойствие, не смог сдержать слез и обнял их на прощание, понимая, что стареет.
«От критики нельзя ни спастись, ни оборониться; нужно поступать ей назло»: цитаты Гёте
- «Если бы вы знали, как редко нас понимают правильно, вы бы чаще молчали».
- «Ничто так не выдает человека, как то, над чем он смеется».
- «Из всех воров дураки — самые вредные: они одновременно похищают у нас время и настроение».
- «Умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя».
- «Когда человек мыслит глубоко и серьезно, ему плохо приходится среди широкой публики».
- «Есть две вещи, которые родители должны дать своим детям: корни и крылья».
- «Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, — и он сможет выжить в любой ситуации».
- «Вне зависимости от того, о чем вы мечтаете, — начинайте над этим работать! И тогда в вашей жизни начнут происходить самые настоящие чудеса!»
- «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком».
- «Каждый день следует прослушать хоть одну песенку, посмотреть на хорошую картину и, если возможно, прочитать хоть какое-нибудь мудрое изречение».
Гёте — не только писатель и драматург
Иоганн Вольфганг фон Гёте был не только выдающимся писателем и драматургом, но и ученым-энциклопедистом. Одно из его наиболее известных достижений в науке — работа в области оптики. В книге «К теории цвета», опубликованной в 1810 году, он представил свои взгляды на природу света и цвета. В отличие от Ньютона, который утверждал, что свет состоит из частиц, Гёте считал, что цвета возникают в результате взаимодействия света и тьмы. Хотя его теория не была принята научным сообществом, она оказала значительное влияние на искусство и философию XIX века.
Не меньший интерес Гёте проявлял и к геологии. Он изучал минералы и горные породы, коллекционировал образцы и даже написал несколько научных статей на эту тему. Его страсть к геологии нашла отражение в работе «О гранитах» (1784), где он исследовал происхождение и свойства горных пород.
Кроме того, Гёте внес весомый вклад в ботанику. Он открыл принцип изменений и размножения растений, который описал в книге «Опыт о метаморфозе растений» (1790). Гёте предположил, что все части растения — корень, стебель, листья, цветы и плоды — модификации одного и того же базового органа. Эта идея предвосхитила современные представления о гомологичных структурах в биологии.
Ранее мы рассказали о магическом реалисте и мастере короткого рассказа Хулио Кортасаре.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».