Ги де Мопассан: жизнь как новелла с трагическим финалом
Со дня рождения французского писателя Ги де Мопассана исполнилось 175 лет
Биография Ги де Мопассана
Ги де Мопассан (Анри-Рене-Альбер-Ги де Мопассан) родился 5 августа 1850 года в замке в замке Миромениль близ Турвиля-сюр-Арк в Нормандии в семье обедневших дворян. Его отец, Гюстав де Мопассан, работал маклером на бирже, увлекался искусством и живописью. Мать, Лаура Ле Пуатвен, была образованной женщиной, по происхождению — из прогрессивной буржуазной семьи.
В 1856 году, после развода, мать с сыновьями переехала в приморский город Этрета, где Ги провел детство. Мальчик рос свободолюбивым и много времени проводил на природе. В 13 лет Мопассана отдали в духовную семинарию, но из-за бунтарского характера его вскоре исключили. Затем он поступил в руанский лицей, который окончил в 1869 году.
После лицея Мопассан планировал изучать право в Париже, но его планы нарушила франко-прусская война (1870–1871): его призвали в армию. После войны, сопровождавшейся экономическим кризисом, материальное положение семьи еще более ухудшилось. Мопассан был вынужден поступить на службу в морское министерство, где проработал около 10 лет. Монотонную работу он не любил и впоследствии описал чиновничью среду в своих произведениях, не жалея черных красок.
Начало писательской карьеры и триумф Мопассана
Мопассан начал свой литературный путь в 1870-х годах, его наставником стал сам Гюстав Флобер. Первые произведения он публиковал под псевдонимами: в 1875 году под именем Жозеф Прюнье вышла его новелла «Рука», а в 1876-м — поэма «На берегу» и первая статья, тогда он подписался как Ги де Вальмон.
Успех пришел в 1880 году, когда в сборнике «Меданские вечера» была напечатана антибуржуазная и антивоенная новелла «Пышка», получившая восторженные отзывы критиков и читателей. Тогда Мопассана решил оставить службу в министерстве и полностью посвятить себя литературе. Параллельно он стал сотрудничать с газетой Le Gaulois в качестве хроникера.
За 11 лет творческой жизни французский писатель Мопассан написал около 300 новелл, среди которых «Ожерелье», «Мадемуазель Фифи», «Два друга», шесть романов, включая «Жизнь», «Милый друг», «Пьер и Жан», пьесы, путевые очерки и статьи.
Его произведения быстро завоевали популярность не только в родной стране, но и за рубежом, сделав Мопассана одним из самых издаваемых и переводимых авторов Франции: его книги расходились тиражами в сотни тысяч экземпляров.
Флобер стал для Мопассана строгим учителем стиля, привил ему культ точного слова и бескомпромиссной работы над текстом. Тургенев же открыл французскому писателю глубину психологического анализа и лиризм русской литературы, на которую стал отчасти ориентироваться Ги. Творчество писателя также характеризовалось точностью социального анализа и бескомпромиссным критицизмом. Всё это обеспечило ему ведущее место во французской новеллистике XIX века.
5 главных произведений Мопассана
- «Пышка» (1880). Ключевая тема: лицемерие общества
Новелла о проститутке Элизабет Руссе, которая, несмотря на презрение со стороны попутчиков-буржуа, жертвует собой ради их спасения, после чего они вновь ее отвергают.
- «Жизнь» (1883). Ключевая тема: крушение иллюзий
Молодая аристократка Жанна де Во, столкнувшись с изменами мужа, предательством близких и эгоизмом сына, теряет все романтические представления о счастье. В романе Мопассан беспощадно показал, как буржуазное общество, скованное условностями и лицемерием, ломает судьбу верившей в лучшее женщины, лишив ее иллюзий о любви, семье и счастье.
- «Ожерелье» (1884). Ключевая тема: роковая случайность.
Матильда Луазель 10 лет живет в нищете, чтобы вернуть долг за потерянное ожерелье, а затем узнает, что оно было поддельным. Идеальный пример новеллы с неожиданной развязкой.
- «Милый друг» (1885). Ключевая тема: цинизм и карьеризм
История карьериста Жоржа Дюруа, который пробивается наверх, используя женщин и подстраиваясь под нормы лицемерного света. Так Мопассан разоблачает буржуазное общество, где успех достигается не талантом, а хитростью и приспособленчеством. Роман показывает, как среда формирует циничных карьеристов, а внешний лоск скрывает духовную нищету.
- «Пьер и Жан» (1888). Ключевая тема: семейные тайны
Психологическая драма о том, как внезапное наследство разрушает братские отношения. Когда Жан получает состояние от друга семьи, его брат Пьер погружается в пучину зависти, подозрений и экзистенциальных сомнений, раскрывая давний семейный секрет. В романе Мопассан обличает лицемерие буржуазной морали, когда под маской благопристойности скрываются самые низменные стремления и чувства.
Личная жизнь писателя
Мопассан имел многочисленные любовные связи, которые часто становились основой для его произведений. В юности он пережил любовное разочарование, когда девушка, которой он посвящал стихи, публично высмеяла его чувства.
Среди известных пассий писателя упоминаются графиня Эммануэла Потоцкая, Эрмина и Мари Канн, однако он избегал публичности в личных отношениях и даже вызывал на дуэль журналиста, упомянувшего одну из его возлюбленных. В 1882 году Мопассан планировал женитьбу, но брак не состоялся, и он остался холостяком.
Через 10 лет после его смерти газета «Эклер» опубликовала сведения о возможном существовании трех внебрачных детей Мопассана от Жозефины Литцельман, однако эти данные не были подтверждены. В завещании основную часть состояния писатель оставил племяннице, а четверть — родителям.
Последние годы и смерть Ги де Мопассана
Мопассан страдал от наследственных психических заболеваний: у его матери были постоянные нервные расстройства, а младший брат Эрве умер в психиатрической лечебнице в 1889 году. К тому же писатель еще в молодости заразился сифилисом, о чем сообщал в письме другу.
Уже с 1884-го у Мопассана начались расстройства, сопровождавшиеся галлюцинациями и приступами паранойи. Напряженная литературная деятельность (а он создавал до 30—40 произведений в год) окончательно подорвала его здоровье.
В январе 1892 года писатель предпринял попытку самоубийства, после чего его поместили в клинику доктора Бланша в парижском предместье Пасси, где он провел последние 18 месяцев жизни. Несмотря на усилия врачей, его состояние продолжало ухудшаться. «Господин Мопассан превратился в животное», — гласила последняя запись в его истории болезни...
Мопассан скончался 6 июля 1893 года в возрасте 42 лет. По заключению врачей, причиной смерти стал прогрессивный паралич, вызванный запущенной стадией сифилиса. Писатель был похоронен на кладбище Монпарнас в Париже.
В 1894 году в России вышло первое собрание его сочинений, о творчестве Мопассана высказались Иван Тургенев и Лев Толстой. Его драматические произведения до сих пор ставят в театрах, и они пользуются неизменной популярностью как во Франции, так и за рубежом.
Цитаты писателя Ги де Мопассана
- «Моя философия — встречать закат с другом; мои принципы — встречать рассвет в одиночестве; мое творчество — проводить день с врагами».
- «Когда приходит любовь, душа наполняется неземным блаженством. А знаешь почему? Знаешь, отчего это ощущение огромного счастья? Только от того, что мы воображаем, будто пришел конец одиночеству».
- «Мы знаем, что любовь сильна, как смерть; зато хрупка, как стекло».
- «Жизнь — гора: поднимаешься медленно, спускаешься быстро».
- «Человек часто делает ошибки. Более того, он всю жизнь только и занимается тем, что делает ошибки».
- «Жизнь! Не так уж она хороша, но и не так плоха, как многим думается».
- «Стремление к радости, к счастью упорно, неистребимо, оно пустило глубокие корни в нашей душе».
Ги де Мопассан — мастер короткой прозы и психологического романа, чьи произведения остаются актуальными и сегодня. Его творчество — это зеркало человеческих слабостей, в котором каждый может увидеть себя.
В июне 2025 года исполнилось 150 лет со дня рождения писателя Томаса Манна.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».