http://Top.Mail.Ru
Николай Сличенко: биография и роли главного цыгана СССР | Ямал-Медиа
26 декабря 2024, 14:21 (обновлено: 27 декабря 2024, 07:49)

Главный цыган СССР: долгий путь народного артиста Николая Сличенко

27 декабря исполняется 90 лет со дня рождения Николая Сличенко

В одном из старых дворов Белгорода в 1934 году на свет появился мальчик. Ему предстояло стать великим артистом, чье имя станет символом искусства и страсти, и человеком, который возродит цыганскую культуру. Имя его — Николай Сличенко.

Детство и юность Николая Сличенко

Николай Алексеевич Сличенко родился 27 декабря 1934 года в семье оседлых цыган-сэрвов в Белгороде. Уже с ранних лет его жизнь была полна испытаний и трудностей. Война застала его маленьким мальчиком, и он, как и многие в те тяжелые времена, сразу и дополна познал горечь утрат и лишений. Его отца расстреляли у него на глазах в 1942 году.

После войны семья переехала в колхоз в Воронежской области, уже там подросток узнал о том, что в Москве есть цыганский театр. В 16 лет он уехал из дома в столицу. Его талант был очевиден, и его сразу приняли в «Ромэн». «Я просто показал все, что умел, чему научился, когда в колхозе где-то под Воронежем вместе со сво­ими цыганскими сверстниками пел древние песни, освоил цыганские тан­цы. Остальное пришло уже в театре», — вспоминал артист.

Театр «Ромэн»

В московском музыкально-драматическом цыганском театре «Ромэн», который стал его вторым домом, Николай впервые ощутил тот магнетизм сцены, который навсегда связал его с театральным искусством. Уже в 1952 году он решился на смелый шаг. Театр «Ромэн» гастролировал тогда с постановкой «Четыре жениха», где его наставник Сергей Шишков исполнял главную роль Лексы. Сличенко, тщательно изучив текст и тайно подготовив свою версию, убедил Шишкова уступить ему роль. Дебют был успешным и открыл перед молодым актером новые перспективы: вскоре ему предложили роль Дмитрия в спектакле «Грушенька» по Николаю Лескову. Сличенко блестяще справился и с этой задачей, выступив на одной сцене вместе с настоящими цыганскими звездами — Лялей Черной и Иваном Ром-Лебедевым.

Николай Сличенко в роли Чанго в спектакле «Сломанный кнут». 1955 г. Фото: МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Николай Сличенко в роли Чанго в спектакле «Сломанный кнут». 1955 г. Фото: МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

В 1972 году он окончил высшие режиссерские курсы при ГИТИСе, а в 1977-м стал художественным руководителем театра. Под его руководством «Ромэн» достиг невиданных высот, став настоящей кузницей талантов и центром притяжения для любителей цыганского искусства.

Знаменитый спектакль «Мы — цыгане» стал визитной карточкой Сличенко как автора, режиссера и исполнителя главной роли. Постановка отразила многовековую историю цыган, описанную в мировой литературе, а позже была экранизирована.

Еще один значимый спектакль — «Живой труп» по пьесе Льва Толстого. В театральной Москве тогда даже ходила шутка, что «Живой труп» в «Ромэне» — самый живой. А об исполнении Сличенко роли Федора Протасова ходили легенды. «Как я выбирал пьесы для постановок? «Живой труп» идеально подошел, но цыганская тема в драматургии редка. Репертуар — головная боль многих театров, особенно национальных. «Ромэн» стремится к пьесам, отражающим наш темперамент и менталитет. Это для нас принципиально важно», — отмечал легендарный режиссер театра «Ромэн».

«Как-то меня попросили выделить главное в цыганском менталитете, в национальном характере. Я ответил, что это отношение к семье. Недаром они у нас прочные и многодетные. Хорошо это или нет, но семья на первом месте».

Николай Сличенко

актер, режиссер, педагог, народный артист СССР

Всего за всю карьеру в «Ромэне» Сличенко сыграл не один десяток ролей и поставил более десяти спектаклей, многие из которых до сих пор с успехом идут на сцене цыганского театра. По отзывам зрителей и критиков, он не просто выходил на сцену, а проживал каждый образ.

Сцена из спектакля «Мы — цыгане». Фото: teatr-romen.ru
Сцена из спектакля «Мы — цыгане». Фото: teatr-romen.ru

Сличенко внес огромный вклад в популяризацию цыганской культуры, сделав ее доступной и понятной для широкого круга зрителей и слушателей. В 1978 году он создал студию для подготовки кадров театра «Ромэн» на базе Музыкального училища имени Гнесиных. В 1981 году он стал первым цыганом, получившим звание «Народный артист СССР». А в 2005 году Сличенко открыл Цыганский национальный курс при Театральном институте имени Щукина. «Хочу при том заметить, что ныне почти девяносто процентов наших ак­теров имеют театральное образование. Я бы сказал даже, что у них двойные дипломы — один государственный, а второй неофициальный. Они его фактически заслужили, постоянно обща­ясь на репетициях и на сцене с наши­ми патриархами, которые, так сказать, «университетов не кончали», но были и остались носителями исконных тра­диций и вечной мудрости народа, пе­реняв ее от отцов, дедов и прадедов», — рассказывал актер и режиссер.

Музыка в жизни Николая Сличенко

Особое место в жизни Сличенко всегда занимала музыка. Всего за свою жизнь он записал 10 полновесных дисков с цыганскими песнями и романсами. Его песни были полны страсти, тоски и любви и трогали сердца даже тех, кто никогда прежде не слышал цыганских мелодий.

А дебютировал он в 1962 году с песней «Письмо матери» в Рязани. Композиция на стихи Сергея Есенина глубоко тронула земляков великого русского поэта. «Это меня буквально потрясло, — вспоминал Николай Алексеевич. — После памятного концерта я впервые всерьез задумался о своей дальнейшей работе на эстраде, о репертуаре, об ответственности артиста, выступающего с песней перед широкой аудиторией».

Николай Сличенко в роли Касьяна — студента МГУ в спектакле «Сегодня у нас концерт». Фото: МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Николай Сличенко в роли Касьяна — студента МГУ в спектакле «Сегодня у нас концерт». Фото: МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

Позже он разучил и исполнил романс «Две гитары» на стихотворение Аполлона Григорьева — и эта песня принесла ему широкую известность уже по всему СССР. Его начали приглашать на радио и телевидение, разрешили выезжать на зарубежные гастроли. Огромный успех ждал его во Франции, где после выступления в парижской «Олимпии» зрители несли его на руках до Триумфальной арки. Французский критик тогда отметил, что Сличенко воплощает образ настоящего цыгана из легенды.

Лучшие песни Николая Сличенко

В первую очередь это народные цыганские песни: «Малярка», «Мороз», «Ручеек», «Бида». Простые сюжеты рассказывают о цыганке, покорившей сердце молодого человека, или о речке, уносящей любовь. В том же духе и шуточная песня «Я мороза не боюсь». Николай Сличенко исполнял их в традиционной таборной манере, привнося в них новые, более теплые или более надрывные, оттенки.

В его репертуаре были и старинные городские романсы, многие — на стихи известных авторов: «Я вас любил», «Очи черные», «Милая», «Две гитары», «Снова слышу голос твой». Среди них сам Сличенко особенно любил «Не спрашивай, зачем унылой думой» на стихи Александра Пушкина, а также «Клен ты мой опавший» и «Письмо к матери» на стихи Сергея Есенина.

Фильмы с Николаем Сличенко

Николая Сличенко знали все, хотя за свою жизнь он снялся всего в четырех художественных фильмах, не считая телеспектаклей, эстрадных номеров в сборных телеконцертах, секундных эпизодов в полнометражном кино для «оживляжа» сцен. И, конечно, документального фильма 1969 года, посвященного артисту, фрагменты из которого до сих пор часто используют для иллюстрации его биографии.

Его дебют состоялся в 1958 году в советско-югославском фильме «Олеко Дундич», где он исполнил роль цыгана-гитариста. В том же году Сличенко появился в фильме Александра Столпера «Трудное счастье» в небольшой роли цыгана из табора Лукьяна.

Николай Сличенко в фильме «Свадьба в Малиновке»/Ленфильм/kinopoisk.ru
Николай Сличенко в фильме «Свадьба в Малиновке»/Ленфильм/kinopoisk.ru

В 1960 году Сличенко примерил на себя образ бывшего вора Романа в фильме Герберта Раппопорта «В дождь и в солнце», где еще и исполнил цыганский романс. И, наконец, в 1967 году Сличенко снялся в кинокомедии Андрея Тутышкина «Свадьба в Малиновке», сыграв роль Петри-бессарабца. Но это была последняя роль Николая Сличенко в большом кино.

Личная жизнь Николая Сличенко

Николай Сличенко был дважды женат. Первая жена, актриса театра «Ромэн» Сетара Казымова, с которой он был в браке с 1952 по 1960 год, родила ему сына Алексея. После развода он женился на Тамилле Агамировой, также актрисе «Ромэна». Оба была старше Сличенко на шесть лет. В браке у них родилась дочь Тамилла и сын Алексей, они также воспитывали приемного сына Петра. Несмотря на многочисленных поклонниц, Николай Сличенко всю жизнь преданно любил вторую жену.

Дочь Тамилла пошла по стопам родителей и стала актрисой театра «Ромэн», обучалась в Нью-Йорке, но затем вернулась в Москву. Внук Николай Сличенко-младший участвовал в «Фабрике звезд 3», потом окончил ГИТИС. Съездив в Индию, он проникся буддийской философией и не стал связывать жизнь с музыкой и театром, решив заняться саморазвитием. В его семье двое сыновей.

Причина смерти Николая Сличенко

Николай Сличенко ушел из жизни 2 июля 2021 года. Несмотря на преклонный возраст, он едва ли не до последних дней активно работал и делился опытом с многочисленными учениками. В мае 2021 года его госпитализировали из-за проблем с легкими. Родные и друзья артиста до последнего надеялись на его выздоровление, но болезнь оказалась сильнее. Коллеги и родственники позднее отмечали, что его смерть не была связана с коронавирусом.

Прощание с артистом прошло 4 июля в театре «Ромэн», а отпевание — в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Николая Сличенко похоронили на Троекуровском кладбище.

Ранее мы рассказали о художнике Карле Брюллове, прославившем русскую школу живописи.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...