Карл Брюллов: художник, прославивший русскую школу живописи
23 декабря отмечается 225 лет со дня рождения русского художника Карла Брюллова
Биография Карла Брюллова
Будущий гений живописи родился 23 декабря 1799 года в Петербурге. Его отец, скульптор Павел Брюлло, имел французские корни, а мать, Мария Шредер, — немецкие. Всего в семье росли шестеро детей.
Отец стал первым учителем живописи для Карла. Он оказался строгим наставником: мальчика могли не пустить к столу, пока он не выполнит задание. Привычка аккуратно и точно рисовать у Брюллова сформировалась еще в детстве.
Учеба и первые работы художника
В десятилетнем возрасте Карл поступил в Академию художеств в Петербурге, причем без экзаменов. Педагоги оценили талант ученика. Брюллову разрешили создавать собственные работы еще в то время, когда его ровесники копировали чужие картины по заданию учителей. Так появился рисунок акварелью «Гений искусства».
«Нарцисс, смотрящийся в воду» — так называется первое крупное живописное полотно, созданное 20-летним студентом Брюлловым. А выпускной работой стало «Явление Аврааму трех ангелов у дуба маврикийского». За эти картины Брюллову вручили Малую и Большую медали Академии.
На молодого художника обратили внимание меценаты и оплатили ему поездку в Италию — для совершенствования мастерства. В 1823 году Карл с братом Александром прибыли в Рим, к тому времени они уже носили фамилию Брюлловых.
«Последний день Помпеи»
В Италии Карл Брюллов начал писать жанровые картины. К созданию знаменитой работы «Последний день Помпеи» он приступил в 1827 году, а завершил спустя шесть лет. Наброски художник делал с настоящих развалин города, уничтоженного при извержении Везувия в 79 году до н. э.
В начале работы Брюллов показал эскизы итальянскому художнику Винченцо Камуччини. Мэтр скептически отнесся к труду молодого живописца. Об этом свидетельствует его комментарий: «Тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах. Карл мыслит небольшими холстами… Маленькому русскому пристало писать маленькие картины». Так Камуччини намекнул на небольшой рост Брюллова, а заодно и на свое отношение к русскому искусству.
В 1832 году, когда работа над картиной подходила к завершению, ее захотел увидеть Вальтер Скотт. К тому времени писатель был болен, а в Италию приехал, чтобы восстановиться после инсульта. Вероятно, он понимал, что второго шанса увидеть полотно Брюллова, о котором ходили слухи, у него не будет.
Вальтер Скотт смотрел на картину все утро, а потом сказал живописцу: «Я ожидал увидеть исторический роман, но увидел целую эпопею». Кстати, раскритиковавший когда-то русского художника Винченцо Камуччини позже признал его гениальность. Это произошло вскоре после того, как шедевр был представлен в Риме в 1833 году. Мэтр, взглянув на полотно, подошел к Брюллову, обнял его и сказал: «Обними меня, Колосс!»
Вскоре «Последний день Помпеи» представили в Петербурге. Картина настолько впечатлила Николая I, что он позвал художника обратно в Россию. Кроме того, он пригласил его на встречу, чтобы лично вручить лавровый венок.
Возвращение в Россию
Брюллов прибыл в Москву в 1835 году. Здесь в его честь часто устраивали приемы, на одном из которых он познакомился с Александром Пушкиным. И художник, и поэт давно мечтали встретиться.
Приятель Пушкина говорил ему о Брюллове так: «Тебя он понимает и удивляется равнодушию русских относительно тебя». Они познакомились в 1836 году и быстро нашли общий язык. Позже поэт писал жене: «Мне очень хочется привести Брюллова в Петербург. А он настоящий художник, добрый малый и готов на все».
Брюллов приехал в Петербург в 1836 году. Там он стал профессором в Академии художеств и руководил историческим классом. В числе его учеников — Павел Федотов, Павел Чистяков, Тарас Шевченко.
Автор «Последнего дня Помпеи» не советовал молодым художникам проводить время в кругу аристократов, чтобы не растратить талант. «Берите в этом отношении пример с меня: живите вечно студентами. Это единственный путь что-нибудь сделать», — говорил Брюллов.
Личная жизнь Карла Брюллова
В Италии молодой выпускник художественной академии познакомился с русской аристократкой Юлией Самойловой. Графиня стала музой Брюллова. Кстати, вместе с ней он побывал на раскопках Помпеи, когда еще только готовился к созданию своего главного шедевра.
По заказу Самойловой художник создал картину «Всадница». На ней изображены приемные дочери графини — Джованина и Амацилия. Возлюбленная Карла тоже не раз становилась его натурщицей. Например, на картине «Последний день Помпеи» Брюллов изобразил ее четыре раза.
В 1838 году художник влюбился в 18-летнюю Эмилию Тимм, дочь рижского чиновника. Они поженились, но брак не продержался и месяца. Не исключено, что причиной стала неверность девушки. Однако в свете обвиняли Брюллова.
Художника поддержала Юлия Самойлова, и между ними снова вспыхнули чувства. Однако в 1845 году графиня предложила Карлу расстаться, а вскоре вышла замуж за молодого итальянца.
Последние дни Карла Брюллова
Брюллов никогда не отличался крепким здоровьем. В 1848 году он расписывал Исаакиевский собор, точнее, плафон большого купола. Работа увлекла художника, однако в условиях сырого помещения оказалась тяжела для его организма. Его стало беспокоить сердце, обострился ревматизм.
Мастер был вынужден отказаться от работы буквально на финальной стадии, когда почти всё уже было готово. Роспись завершил Петр Басин. Вскоре по настоянию врачей Брюллов отправился в Европу, где провел последние годы. Художник умер в местечке Манциана недалеко от Рима, когда ему было 52 года.
Ранее мы рассказали о том, что в школах Ямала открылись передвижные выставки «Искусство — детям».
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».