http://Top.Mail.Ru
Распределение после вузов хотят вернуть в России: что изменится для студентов и работодателей | Ямал-Медиа
28 февраля 2025, 09:12 (обновлено: 28 февраля 2025, 12:45)

Хорошо забытое старое. В правительстве предложили вернуть распределение выпускников вузов

Советская система образования неоднократно подвергалась критике. Однако, как показывает практика, многие ее наработки были просто бесценны. Недаром сегодня всё чаще звучат призывы вернуть ее работавшие методики.

Назад в будущее

В России необходимо рассмотреть возможность введения «мягкого» распределения для выпускников вузов, уверены в правительстве. Опросы показывают, что половина россиян поддерживает возврат к советской системе трудоустройства молодых специалистов. Об этом пишет «ФедералПресс».

Отечественное образование вновь реформируют. Это необходимо для достижения новой национальной цели — реализации потенциала каждого человека, пишет «Парламентская газета» со ссылкой на главу Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Лилию Гумерову. В минувшем году сенаторы обсуждали создание единой системы оплаты труда педагогов, совершенствование ЕГЭ, профориентацию школьников, снижение бюрократической нагрузки на учителей, совершенствование целевого набора, развитие педагогического образования. По поручению главы государства с октября эксперты приступили к разработке стратегии развития образования.

Фото: Chinnapong/Shutterstock/Fotodom
Фото: Chinnapong/Shutterstock/Fotodom

Уже сформированы ценностные смыслы новой системы образования, которые звучат так: мы обучаем и воспитываем профессионала и патриота, сохраняем традиции, формирующие будущее.

К 2036 году в России должна быть сформирована суверенная система образования, объединяющая общество, раскрывающая потенциал каждого и обеспечивающая лидерство страны в технологическом, культурном и социальном развитии. Основные ценности системы образования: человекоцентричность, традиции, инновации, ответственность и безопасность.

Кабмин переходит на долгосрочное прогнозирование потребностей рынка труда, на что и будет ориентирована система образования.

Что изменится для выпускников вузов, если введут распределение

Кабмин работает над будущими изменениями в системе высшего образования, подтвердил заместитель председателя правительства Дмитрий Чернышенко в Совете Федерации. Он отметил, что схема распределения может быть «мягкой» — с возможностью выбора из нескольких направлений трудоустройства.

Фото: Jacob Lund/Shutterstock/Fotodom
Фото: Jacob Lund/Shutterstock/Fotodom

Инициатива может быть достаточно полезной для взаимодействия государства со студентами-целевиками. Данные статистики говорят, что из шести миллионов вакансий заполнено лишь 300 тысяч. Зачастую выпускникам проще возместить неустойку по договору, чем отрабатывать весь положенный срок. По словам заместителя председателя РФ, законодатели могут предусмотреть подтверждение диплома только после отработки у работодателя.

С 2023 года действует новый порядок приема на целевые места в вузах: все вакансии публикуют на портале «Работа России», чтобы обеспечить прозрачность и равные возможности абитуриентов. Однако квоты на целевиков не заполняются полностью, а половина россиян поддерживает возврат к советской системе распределения выпускников на рабочие места, пишет «Парламентская газета», ссылаясь на зампреда Комитета Совфеда по социальной политике Дарью Лантратову.

Для включения пункта о послеуниверситетской практике в договор на обучение необходимо предварительно создать ряд условий, уверен зампред Комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов. Он предлагает сделать доступными для работодателей данные о каждом абитуриенте. Тогда, по его мнению, уже на первых летних каникулах студент начнет стажировку, которая ему поможет в дальнейшей учебе.

Фото: Olya Detry/Shutterstock/Fotodom
Фото: Olya Detry/Shutterstock/Fotodom

Наумов полагает, что надо стимулировать заключение трехсторонних договоров об углубленном специальном образовании, а успевающим студентам — платить стипендию не ниже МРОТ. В такой финансовой модели в договоре может быть и пункт о послеуниверситетской практике, увязанной и с льготным кредитом от работодателя на покупку молодым специалистом своего дома.

Распределение может быть более востребовано в инженерных вузах, а в гуманитарных внедрить его будет не так-то просто, считает ректор Российского государственного гуманитарного университета Александр Безбородов. Для гуманитарных вузов наиболее приемлемый вариант — целевой набор, который тоже предполагает отработку после обучения.

Какие изменения ждут систему образования в России

Потребность в педагогах будут считать по-новому — для этого будут использованы данные Росстата, цифры, приходящие из регионов и опросы на местах. Оценивать эффективность работы начнут не по количеству зачисленных в педвузы или получивших дипломы, а по числу выпускников, пришедших после завершения вуза работать в школу. Это коснется учителей-предметников: математиков, физиков, химиков и биологов, говорит Дмитрий Чернышенко.

Фото: Ground Picture/Shutterstock/Fotodom
Фото: Ground Picture/Shutterstock/Fotodom

Кроме того, сегодня идет работа над тем, чтобы школьники не обращались к репетиторам для успешной сдачи ЕГЭ. Вице-премьер отмечает, что уже началась «гармонизация программ обучения с экзаменами». Главную роль будет играть педагог. Искусственный интеллект и другие цифровые помощники лишь облегчат рутину. Зарплату учителя планируют привязать к оценкам школьников. Новая модель уже проходит тестирование.

Школьное образование должно быть одинаково качественным как в городе, так и в небольших населенных пунктах. Сегодня у регионов есть возможность передавать школы с муниципального на региональный уровень, однако это право используют не везде. В кабмине готовят законопроект о справедливом распределении ресурсов между образовательными учреждениями. Отвечать за это будут губернаторы.

«Трудоустройство после вуза — одна из главных проблем молодых специалистов. Сложности зависят от нескольких факторов. В технических и IT-направлениях востребованность выше, а вот гуманитариям и юристам без опыта работу найти сложнее. Выпускникам без практик и стажировок, сложно конкурировать с более опытными кандидатами. В крупных городах вакансий больше, чем в небольших населенных пунктах, а высококвалифицированные кадры зачастую не хотят переезжать в регионы», — рассказал «Ямал-Медиа» начальник отдела продвижения образования за рубежом МГТУ СТАНКИН Анастасиос Дранидис.

По его словам, молодые специалисты часто рассчитывают на более высокие доходы, чем готовы предложить работодатели на старте карьеры. В результате часть выпускников либо вынуждена соглашаться на низкоквалифицированные должности, либо продолжает обучение, чтобы повысить свою конкурентоспособность.

Эксперт по образованию уверен, что возвращение системы распределения может решить часть этих проблем, но одновременно ограничит свободу выбора выпускников. Важно найти баланс между интересами государства, бизнеса и самих студентов.

«Определение потребности в конкретных специалистах — сложный процесс, в котором участвуют не только сами вузы, но и государственные органы, аналитические центры и работодатели. Есть различные механизмы привлечения школьников в ключевые отрасли: программы целевого обучения, партнерские программы с индустриальным секторам и различными компаниями, государственные инициативы наподобие программы «Профессионалитет».

Анастасиос Дранидис

начальник отдела продвижения образования за рубежом МГТУ СТАНКИН

Однако даже при таком взаимодействии остается проблема несоответствия учебных программ реальным запросам рынка. Дело в том, что технологии и требования бизнеса меняются быстрее, чем адаптируются образовательные стандарты.

В Татарстане предлагают ввести обязательные отработки для студентов, закончивших педагогические вузы, чтобы подтвердить свой диплом. Ранее с этим предложением уже выступали и в регионах, и в Госдуме. Особый интерес в этом направлении вызывают выпускники медвузов, пишут «Известия».

Распределение после вузов поможет в борьбе с кадровым дефицитом

В условиях кадрового голода очень полезной может оказаться советская система распределения выпускников вузов. Уровень безработицы в России находится на исторически малом уровне и составляет 2,3%. По данным главы Минтруда Антона Котякова, нехватка рабочих рук уже в 2030 году может составить 3,1 миллиона человек.

О возвращении механизма распределения выпускников в правительстве говорится уже не первый год. Так, 5 февраля в Минздраве предложили внести поправки в закон «Об образовании» и закрепить норму об обязательной послевузовской отработке для студентов-бюджетников. Выпускники вузов должны будут отработать в государственной или частной клинике, которая входит в систему ОМС, три года, а выпускники колледжей — два года. При этом молодые специалисты смогут самостоятельно выбрать медицинское учреждение и регион для отработки.

Фото: Ground Picture/Shutterstock/Fotodom
Фото: Ground Picture/Shutterstock/Fotodom

В 2023 году в Госдуму был внесен законопроект о распределении для студентов-бюджетников всех специальностей, о том же говорилось в нижней палате парламента в 2018 году. Депутаты полагают, что благодаря системе распределения государство решит проблему кадрового дефицита, а молодой специалист получит необходимый опыт работы и стаж для дальнейшей карьеры.

Обязательное распределение после обучения сейчас действует для всех выпускников вузов в Беларуси и для молодых врачей в Латвии.

Как работала система распределения студентов в СССР

В Советском Союзе распределение после вузов было обязательным для выпускников высших и средних специальных учебных заведений. Приступив к работе, они получали статус «Молодой специалист». Срок отработки составлял три года. По закону такие работники имели право на внеочередное получение жилья и всевозможные социальные гарантии.

Фото: Africa Studio/Shutterstock/Fotodom
Фото: Africa Studio/Shutterstock/Fotodom

В настоящий момент в законе уже есть понятие «молодой специалист». Это тот же человек до 35 лет, но завершивший обучение и впервые устраивающийся на работу по профилю. Согласно такой формулировке, статус и полагающиеся преференции не могут получить, например, работающие студенты, ведь они еще не закончили учебу. После получения диплома у них также не будет этой возможности, поскольку на работу они устраиваются не впервые.

Еще в прошлом году председатель Комитета палаты по молодежной политике Артем Метелев предложил инициировать публичную дискуссию о необходимости распределения студентов после вуза. Он поднял этот вопрос после того, как в первом чтении был принят законопроект о статусе молодого специалиста. Согласно документу, им будут признавать любого человека до 35 лет включительно, вступившего в трудовые отношения с работодателем.

По его словам, для молодых людей остро стоят вопросы жилья, социальной поддержки, дополнительного обучения. Поэтому, когда компании или регионы предоставляют им такую поддержку, это помогает привлекать молодежь.

Фото: Gorodenkoff/Shutterstock/Fotodom
Фото: Gorodenkoff/Shutterstock/Fotodom

«Если в советское время институт обязательного распределения был составной частью общей системы функционирования системы образования и плановой экономики, то его точечное внедрение в современную школьную систему видится малорезультативным», — рассказал «Известиям» Айрат Сатдыков замдиректора Научно-образовательного центра развития образования ВШГУ Президентской академии.

По его мнению, в школу могут прийти отрабатывать свое образование немотивированные выпускники педвузов, что не принесет высоких результатов.

В 2024 году эксперты сервиса «Работа.ру» опросили более 400 руководителей компаний и организаций из всех округов страны, чтобы выяснить их отношение к системе гарантированного трудоустройства выпускников колледжей и вузов.

Большое количество респондентов (38%) считают советскую систему очень эффективной. При этом 22% опрошенных представителей бизнеса, признавая положительный фактор гарантированного трудоустройства, отметили ограниченность возможностей профессионального роста и развития при таком подходе.

Еще 15% работодателей считают подобную практику полезной для своего времени, но уже не актуальной в наши дни. Негативно оценивают систему распределения 14% участников анкетирования. По их мнению, выпускников лишали права выбора, они ехали работать туда, куда их распределяли, что серьезно усложняло жизнь.

Ранее в России предложили сократить время образования в школах и вузах.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Мы используем файлы cookie.
Продолжая пользоваться сайтом, Вы автоматически соглашаетесь с использованием файлов cookie. Вы можете отказаться от использования cookies, отключив самостоятельно эту опцию в настройках браузера. Сохраненные файлы cookie можно удалить в любое время.