http://Top.Mail.Ru
Писательница Зинаида Лонгортова рассказала о жизни Ямала в годы Великой Отечественной войны | Ямал-Медиа
09 мая 2022, 04:03

Писательница Зинаида Лонгортова рассказала о жизни Ямала в годы Великой Отечественной войны

Основные тяготы Великой Отечественной легли на плечи тех, кто отправился защищать Родину с оружием в руках. Но жизнь женщин, стариков и детей, за которых сражались солдаты с Ямала, тоже была тяжелой. Писательница и режиссер Зинаида Лонгортова рассказала, как жили и как помогали друг другу оставшиеся в тылу люди. Далее — прямая речь собеседницы «Ямал-Медиа».

Историй о жизни жителей Ямала в годы Великой Отечественной войны — множество. Каждая, несмотря на тяготы тех лет, по-своему интересна. Чем занимались тогда оставшиеся в тылу люди — женщины, старики и дети? Все теми же традиционными для нас промыслами: оленеводством, рыболовством, охотой и заготовкой пушнины.

Не просто кровати

Одна женщина рассказывала мне, как они с сыном ехали с грузом рыбы, которую за зиму выловили на реке Сыни. Тогда это была одна из самых дальних от Салехарда точек. А рыбы они тогда добыли столько, что небольшая избушка рядом с горой рыбы казалась совсем маленькой.

Олений обоз колхоза имени Сталина Приуральского района с оленьим мясом для сдачи в фонд Красной Армии следует в Салехард, 1943 год. Источник фото: МВК имени И. С. Шемановского
Олений обоз колхоза имени Сталина Приуральского района с оленьим мясом для сдачи в фонд Красной Армии следует в Салехард, 1943 год. Источник фото: МВК имени И. С. Шемановского

Небольшой аргиш (олений обоз — прим. ред.) повез эту рыбу в Салехард. Все сразу не поместилось, делали несколько ходок. Довезли, а перед тем как двинуться обратно, в обоз загрузили кровати. По тем временам, годы Великой Отечественной войны, обратно везли не хлеб, не продукты, а такие товары, чтобы наши коренные малочисленные народы жили в новых условиях. То есть не на нарах, где расстелены постели на шкурах, а чтобы спали на кроватях. Тумбочки возили, известь, чтобы дома белили.

И вот везет эта женщина кровати, другие женщины что-то в обозы нагрузили. Но на скользком месте эти пять кроватей с нарт соскользнули и упали. Падают на обочину, нарты переворачиваются. А поднять все это железо ей совершенно невмоготу. Но голыми руками она пыталась поднять кровати обратно на нары.

К счастью, другие женщины, которые успели отъехать примерно на километр, вернулись к ней. Пешком, поскольку развернуть оленей невозможно — все же были загружены. Они-то и помогли той женщине заново все поднять и упаковать.

Вот этот случай запечатлелся у меня в памяти. Понимаете, тогда же даже одежды фабричной или особо теплой на Ямале не было. А тут — кровати.

Работницы рыбного промысла покупают товары, предназначенные для стахановцев, 1943 год. Источник фото: Российский государственный архив кинофотодокументов
Работницы рыбного промысла покупают товары, предназначенные для стахановцев, 1943 год. Источник фото: Российский государственный архив кинофотодокументов

Мы когда фильм снимали («Путь от Оби» («Хон юш») — прим. ред.), искали самую старую одежду. Но одежда для съемок хоть и была старой, но не такой, как во времена Великой Отечественной. Мы в ней не мерзли на съемках. А тогда… Я не представляю, как женщины в худеньких ягушках (женская верхняя одежда — прим. ред.) ехали с обозами в зиму, в сорокаградусные морозы…

Тогда ведь и морозы были крепче. Сейчас в -35 градусов мы уже кричим, что холодно. А тогда женщины не роптали. А что было делать? Мужчин осталось мало. А если они возвращались с фронта, многие были ранены. Но все равно их старались отправить в оленеводство — это самый сложный участок. Хоть без руки, без ноги, а приходилось работать и восстанавливать хозяйство.

Отношения между людьми

Когда возили обозы с рыбой, мясом, другими продуктами или товарами, обозники ехали долго. Это же не снегоходы «Буран», не современные автомобили. Приходилось и неделю—две добираться, смотря, с какой реки выезжали.

Источник фото: МВК им И. С. Шемановского
Источник фото: МВК им И. С. Шемановского

Когда деревни по дороге не встречались, путники ночевали в куропачьих чумах (жилище в снегу — прим. ред.), закапывались в снег и ночевали. Для этого с собой возили шкуры. Но если попадалась деревня, шли в дом или чум. Женщина одна рассказывала: «В доме же, видно было, вообще нет ничего из съестного, продуктов каких-то».

Да тогда и продуктов-то в нашем современном понимании не было… Это сегодня мы говорим, что во время войны у людей рыба была, мясо было, куропатку можно было поймать. Но рыба вся сдавалась государству. И попробуй ее стащить — посадят и увезут в Тобольск. Таких случаев было немало.

Источник фото: МВК имени И. С. Шемановского
Источник фото: МВК имени И. С. Шемановского

И вот эта женщина говорит: «Зашли мы, ничего у хозяйки нет. Она ставит на стол чашки и наливает чай из чаги вместо заварки. Садится в угол на свое женское место, и у нее текут слезы. У меня, говорит, больше ничего нет. У меня есть последняя варка (икра, вываренная в рыбьем жире — прим. ред.), но я не могу ее выставить на стол, у меня ребятишки. Я завтра утром не смогу иначе их покормить». Куропатки тогда к весне улетели, ничего не было съедобного.

А тогда путникам, бывало, выдавали продукты кое-какие: разрешалось рыбу поесть в пути, давали иногда кусочек хлеба. И те женщины — все пять—шесть человек — достали свой паек хлеба и отдали хозяйке дома.

Самые важные и оперативные новости — в нашем Telegram-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...