История одного подвига глазами нового поколения: фильм «В списках не значился»
В российский кинопрокат выходит военная драма «В списках не значился»
Фильм «В списках не значился» и его литературная основа
Сюжет фильма следует канве известной повести Бориса Васильева: молодой лейтенант Николай Плужников (Владислав Миллер) прибывает в Брестскую крепость вечером 21 июня 1941 года. Он полон надежд и планов на будущее, знакомится с новыми товарищами и девушкой Миррой (Алена Морилова).
Однако утром следующего дня начинается война, и Николай, даже не успев официально зачислиться в списки части, оказывается втянут в кровопролитное сражение, которое для него растянется на долгие месяцы. Он станет последним защитником героической крепости.
Экранизация литературного произведения — это всегда баланс между верностью первоисточнику и собственной интерпретацией. В случае с «В списках не значился» создатели картины заявляли о максимальной близости к тексту Васильева, однако некоторые критики считают, что на практике фильм существенно меняет тональность и смещает некоторые смысловые акценты повести.
Так, обозреватель «Коммерсанта» Юлия Шагельман пишет: «Лейтенантская проза» 1950–1970-х годов, ярким представителем которой был Борис Васильев, собственно, тем и отличалась от пафосного официоза, что рассказывала о живых людях с их маленькими радостями и горестями, которые оставались такими и на фоне сокрушительных исторических событий. Не то в фильме: большинство его персонажей выглядят плоскими».
В то же время рецензенты единодушно отмечают, что фильм значительно усиливает патетичность и символичность финала повести, превращая историю конкретного человека в обобщенный образ русского воина.
Если у Васильева подвиг Плужникова показан через призму его страданий, то в фильме режиссера Сергея Коротаева это скорее возвышенная жертвенность, почти житийная история.
Монументальное полотно или театральная постановка
Режиссер Сергей Коротаев и продюсерская команда во главе с Владимиром Машковым явно стремились создать эпическое полотно, способное впечатлить масштабом и драматизмом. Визуальное решение фильма действительно поражает — построенная специально для съемок копия Брестской крепости площадью 42 тысячи квадратных метров, дополненная реальными локациями в Бресте, формирует убедительное пространство для разворачивающейся на глазах у зрителя высокой трагедии.
Однако за внешним размахом скрывается театральность, которая порой мешает погружению в киноповествование, считают критики. Неслучайно основной актерский состав фильма — это артисты Московского театра Олега Табакова, возглавляемого Машковым. Их манера игры, дикция, пластика выдают театральную школу, что создает интересный эффект: герои существуют в достоверных декорациях, но порой говорят и двигаются, будто на сцене.
«Персонажи разговаривают громко и очень внятно. То же касается и мимики, которая не оставляет пространства для двусмысленности. С точки зрения построения мизансцен фильм выглядит очень дорогим киноспектаклем», — отметил в своей рецензии обозреватель «Ленты.ру» Ярослав Забалуев.
Этот диссонанс между киноязыком и театральной выразительностью — лишь одна из претензий, которые высказывают критики. При этом, по их мнению, сам продюсер Машков, очевидно, сознательно шел на это, использовав в фильме средства разных искусств.
Между достоверностью и зрелищностью
Создатели фильма особенно подчеркивали свое стремление к исторической точности. Борис Васильев, работая над повестью, замерял расстояния в крепости с секундомером в руках. Съемочная группа нового фильма тоже стремилась к аутентичности — актеры прошли военную подготовку, жили в полевых условиях, изучали оружие времен Великой Отечественной. Саундтрек к фильму написал экс-музыкант группы «Любэ», а ныне сенатор, Александр Вайнберг.
Однако в визуальном решении боевых сцен создатели не смогли удержаться от штампов современного военного кино — рапида, компьютерной графики, высокого темпоритма монтажа. Это создает противоречие между стремлением к документальности и желанием впечатлить зрителя зрелищными батальными сценами, полагают обозреватели.
«Местами батальные сцены привычно напомнили кадры компьютерных игр», — отметил критик «Российской газеты» Максим Васюков. Впрочем, по его мнению, это весьма прагматичный ход: «Может быть, правы те, кто объясняет: как еще сегодня привлечь молодых зрителей в кинотеатры? А именно для них снималась экранизация…»
Машков-продюсер и Машков-актер
Особую роль в проекте сыграл Владимир Машков, выступивший не только генеральным продюсером, но и сыгравший роль старшины Степана Матвеевича. Его влияние на фильм настолько велико, что в рецензиях критики часто упоминают картину как «проект Машкова», несмотря на то, что режиссером является Сергей Коротаев.
Лицо Машкова занимает большую часть официального постера, хотя его герой погибает в первой трети фильма. И именно его голос звучит за кадром, комментируя происходящее на экране. Такое доминирование харизматичного продюсера не могло не сказаться на восприятии фильма рецензентами.
«Стерся даже режиссер — хотя Сергей Коротаев, до «В списках не значился» подвизавшийся в основном в сериалах и продолживший это делать после, безусловно, присутствует в титрах, во всех промоматериалах картина подается как проект Владимира Машкова», — отметила Юлия Шагельман.
Сам Машков прокомментировал свое участие в проекте так: «Эта история важна ведь не только для зрителей, но и для тех, кто принимал участие в ее создании. «В списках не значился» — великое произведение. Вся повесть пропитана жизнью Бориса Васильева. Мы очень точно и внимательно воссоздавали все обстоятельства этой тяжелой, но крайне важной для духа человека истории».
Новые имена в фильме
При всех расхождениях в оценках фильма критики отметили интересную актерскую работу молодых исполнителей. Для многих из них это первые крупные роли в кино. Владислав Миллер, сыгравший Николая Плужникова, и Алена Морилова в роли Мирры смогли создать пронзительный дуэт, особенно во второй половине фильма.
«В героев влюбляешься, им сочувствуешь. Тема неизбежно больше формы. И не переставая болит за них — «все живое спасших, себя не спасших», — пишет Дарья Колокольцева в рецензии для портала «Кино-театр.ру».
Евгений Кожевников из «Кинорепортера» отмечает эволюцию героя Миллера: «Миллеру, для которого роль Плужникова стала первой по-настоящему большой актерской работой в кино, удалось показать жуткую и местами шокирующую трансформацию главного героя».
Война и любовь в подвалах крепости
Особую роль в фильме играет любовная линия между Николаем и Миррой. Это единственный луч света среди ужасов войны, максимально ограниченное пространство, где герои могут оставаться людьми, а не солдатами. Сцены их отношений выделяются на фоне батальных эпизодов другой тональностью, цветовым решением и ритмом.
«Во время таких эпизодов лента и визуально, и аудиально выдергивает пару из жуткой реальности в мир грез, где они живы, здоровы и счастливы вместе. И греет влюбленных в холодных подвалах Брестской крепости одна мысль: самая длинная ночь — перед рассветом, и он уже не за горами», — пишет Евгений Кожевников.
Такой контраст между тяжелой военной действительностью и личными отношениями создает необходимое эмоциональное напряжение, заставляя зрителя еще острее переживать неизбежность трагического финала.
«Самое сложное во время съемок оказалось полностью поверить в предлагаемые обстоятельства. На протяжении почти всей картины моя героиня находится под землей в подвале, и мне нужно было поверить в то, что в любую минуту меня могут услышать и расстрелять. И этот страх должен был быть со мной на протяжении всей картины. Надеюсь, получилось!», — рассказала в интервью RT Week исполнительница роли Мирры Алена Морилова.
Идти и смотреть: почему это важно
«В списках не значился» уже стал фильмом, вызвавшим полярные оценки критиков. Одни хвалят картину за масштаб, техническое исполнение и эмоциональную мощь, другие упрекают в излишнем пафосе, плакатности и отходе от гуманистического посыла первоисточника. Но, в конечном итоге, это не просто экранизация, а актуальное высказывание о том, как наши современники воспринимают и интерпретируют историю войны, какие образы и символы считают значимыми.
«Картина оказывает мощный психологический эффект... Предаваться подобной рефлексии бывает болезненно тяжело. Но пройти через этот непростой опыт необходимо каждому», — заключил рецензент Евгений Кожевников.
Ранее главред RT Маргарита Симоньян оценила слова американского режиссера Оливера Стоуна о победе русских во Второй мировой войне.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».