Атомный флот и «зеленое» топливо. Почему Севморпуть не повлияет на климат Арктики
Климатическая безопасность
Севморпуть никак не может повлиять на климат Арктики благодаря использованию атомного флота. Об этом советник президента РФ, специальный представитель главы государства по вопросам климата Руслан Эдельгериев рассказал газете «Известия» на Валдайской конференции. По его словам, количество атомоходов на направлении будут наращивать.
Дальше у нас есть соглашение по мониторингу выбросов — этот вопрос тоже на контроле, будет использоваться то топливо, которое минимизирует влияние на экологию региона
Руслан Эдельгериев
спецпредставитель президента РФ по климату
«Зеленое» судоходство — проблема актуальная, поскольку около 90% мировой торговли обеспечивается именно за счет морских перевозок, а это серьезный источник выбросов парниковых газов. Пока «зеленые» перевозки развиваются на уровне инициатив судоходных компаний.
Так, российская компания «Совкомфлот» запустила на Северном морском пути танкеры, которые работают на сжиженном природном газе (СПГ). Он более экологичен и экономичен, чем традиционное судовое топливо, и снижает выбросы СО2 на 24%, а общий расход топлива — на 10-12%.
Хорошая погода для инвестиций
Советник президента Руслан Эдельгериев отметил, что развитие Северного морского пути больше повлияет на инвестиционный, чем на природный климат.
Мы надеемся, что товарооборот будет увеличен. Ведем такую политику, чтобы был несанкционный подход, чтобы не было подхода сдерживания в рамках эксплуатации СМП
Руслан Эдельгериев
спецпредставитель президента РФ по климату
Эдельгериев добавил, что пропускную способность Севморпути будут увеличивать, а инфраструктуру — развивать с учетом современных требований и стандартов. Такие инициативы, по словам политика, уже есть.
Круглогодичный коридор
Первый регулярный рейс по Северному морскому пути отправится 10 июля следующего года. Атомный лихтеровоз «Севморпуть» выйдет из Санкт-Петербурга во Владивосток, этот путь он должен будет пройти за 43 дня без сопровождения ледоколов. Планируется, что лихтеровоз будет совершать три рейса в год.
Круглогодичная навигация по СМП может начаться уже в 2023–2024 годах. Для этого потребуются ледоколы, без них торговые суда в высоких широтах не пройдут.
«В самое ближайшее время, в ближайшие годы движение по Северному морскому пути может стать круглогодичным», — сообщал в апреле президент Владимир Путин на заседании попечительского совета Русского географического общества.
Проводку кораблей в Северном Ледовитом океане осуществляют пять атомных ледоколов, а в ближайшие годы к ним добавят еще четыре. Грузовой флот планируют увеличить в три раза за девять лет.
Кроме того, на маршруте идут строительство модернизация портов. К 2024 в эксплуатацию введут терминалы «Енисей», «Порт бухта Север» и «Утренний» в ямальском порту Сабетта. Это позволит увеличить суммарный грузооборот портов СМП до 85 миллионов тонн.