Подержанные запчасти и увеличенные сроки ремонта авто. Как может измениться ОСАГО
Страховщики предложили увеличить сроки ремонта по ОСАГО и использовать б/у запчасти
Дефицит запчастей
Сервисы, которые ремонтируют автомобили по ОСАГО, испытывают дефицит запчастей, поэтому не в состоянии выдержать установленные сроки. На рынке отсутствует примерно 15–20% деталей: и оригиналов, и аналогов. Страховые компании почти не ремонтируют машины по ОСАГО. Согласно данным ЦБ, показатель снизился с 9% в 2021-м до примерно 5% в прошлом году, сообщили «Известия».
В Российском союзе автостраховщиков рассказали, что наблюдается нехватка автозапчастей тех марок авто, производители которых ушли из России. В свою очередь, это повлияло на увеличение сроков ремонта на СТОА, а также его удорожанию.
«Предусмотренные законодательством об ОСАГО сроки ремонта — 30 календарных дней — СТОА выдерживать не готовы, поскольку значительное время уходит только на поиск и ожидание поставки необходимых запасных частей. Это приводит к тому, что у страховщиков существенно снижаются возможности по организации ремонта в рамках договоров ОСАГО», — сказали в РСА.
Кроме того, денежные выплаты по ОСАГО часто не могут покрыть выросшую стоимость запчастей.
Вдвое дольше ждать
Как рассказал «Парламентской газете» присутствовавший на обсуждении в Госдуме председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков, сроки ремонта могут увеличить с 30 до 60 дней.
По его словам, с такой инициативой выступили сами автостраховщики. Эта мера, если ее введут, будет временной, добавил Аксаков. Она даст страховым компаниям больше времени на подбор качественных запчастей, пока не наладят поставки, в том числе по параллельному импорту.
Бывшие в употреблении
Страховщики также считают, что следует разрешить ремонт по ОСАГО бывшими в употреблении запчастями.
В РСА указали, что предложили рассмотреть вопрос о легализации существующей в ряде регионов практики использования при авторемонте б/у-запчастей для снижения напряженности ситуации с дефицитом запчастей, а наиболее дефицитными являются фары и бампера.
«Разумеется, при строгом соблюдении условия, что это никоим образом не будет влиять на безопасность автомобилей», — подчеркнули в РСА.
Однако в ЦБ и Совете по правам человека (СПЧ) не поддержали эту инициативу из-за проблем с качеством и безопасностью запчастей с «пробегом». Аксаков полагает, что необходим список разрешенных для использования при ремонте б/у деталей, которые «не влияют на ходовую часть, безопасность вождения и общее состояние транспортного средства».
Предложение страховщиков может повлиять на криминальную обстановку, предупредил член СПЧ и председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. Он не исключил, что авто будут угонять ради запчастей, «как в девяностые».
Защита от неустойки
Предложение страховщиков увеличить сроки ремонта является попыткой оградить себя от претензий со стороны автомобилистов в связи с длительным нахождением машины в автосервисе, подчеркнул вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.
По закону «О защите прав потребителей» за каждый день просрочки страховщику начисляется пеня в размере 1% от стоимости машины. Увеличив срок, отведенные на ремонт поврежденного в ДТП автомобиля, страховые компании тем самым избавляют себя от уплаты этой неустойки.
Антон Шапарин
вице-президент Национального автомобильного союза
Шапарин также считает, что использование для ремонта автомобилей подержанных запчастей приведет к скачку числа автоугонов, «превратив систему автострахования в схему легализации запчастей с украденных автомобилей».
Крайняя мера при согласии автовладельца
Как сказал зампредседателя Всероссийского общества автомобилистов Максим Белугин, в сложившейся ситуации увеличение сроков ремонта по ОСАГО вполне оправданно.
Необходимо указать, что по согласованию с автовладельцем этот срок может быть увеличен в зависимости от сроков поставки той или иной запчасти. Но одновременно с этим следует обязательно прописать условие, при котором, если эта деталь есть в наличии или будет поставлена в более короткий срок.
Максим Белугин
зампредседателя Всероссийского общества автомобилистов
По вопросу с бывшими в употреблении запасными частями, Белугин предложил составить списки запчастей, которые могут быть установлены на автомобиль только новыми.
«Использование б/у запчастей может рассматриваться только в качестве крайней меры и только с согласия автовладельца. При этом в законодательстве следует указать, что в случае использования таких деталей техцентр должен будет предоставить документы, подтверждающие, что деталь была приобретена на законных основаниях», — заключил зампредседателя Всероссийского общества автомобилистов.
В 2023 году водителей без ОСАГО будут определять при помощи камер дорожного движения для отправки штрафов. Подробнее>>
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».