В плену Атлантики. Как нашли легендарный «Титаник»
Писатель Несмеянов: поднять «Титаник» со дна Атлантики невозможно
Беспилотный глубоководный аппарат «Арго» обнаружил расколовшийся надвое «Титаник» на глубине 3800 метров 1 сентября 1985 года. Батискаф разработал американский профессор океанологии Роберт Баллард
И хотя технология принадлежала ученому, «Арго» построили на средства ВМС США. Военные, рассказывал Баллард, заинтересовались проектом, поскольку хотели с его помощью решить собственные задачи.
Беспилотные поиски
Писатель, исследователь «Титаника» Евгений Несмеянов напомнил в беседе с «Ямал-Медиа», что в 1985 году люди к месту крушения лайнера не погружались.
«С помощью управляемых аппаратов, телекамер они обшаривали дно, искали обломки — и нашли их», — отметил он.
Скорее всего, Баллард использовал для поиска затонувшего корабля результаты исследований техасского нефтяного магната Джека Гримма. По данным из открытых источников, он первым в начале 1980-х годов предпринял серьезную попытку найти «Титаник».
«Он провел три экспедиции в начале 1980-х, потратил много денег. И утверждал, что нашел следы обломков «Титаника». Что-то даже говорил про лопасть гребного винта. Но, скорее всего, это были какие-то образования на дне. Никаких доказательств Гримм не предоставил, но провел довольно серьезные исследования в этой области. Баллард использовал данные и, надо полагать, как-то это помогло».
Евгений Несмеянов
писатель
Несмеянов указал на множество непроверенных сведений о том, что британские военные совместно с американцами могли обнаружить «Титаник» еще во второй половине 1970-х. Но эти данные либо ничем не подтверждены, либо засекречены, и относиться к ним следует с осторожностью.
«Титаник» как прикрытие
С представителями ВМС США Баллард встречался в 1982 году — хотел получить финансирование, чтобы построить необходимый для поиска «Титаника» аппарат.
Разработкой заинтересовались в ведомстве, которое занималось вопросами подводных боевых действий. Его руководитель Рональд Тунман заметил, что разработка профессора действительно пригодится. С ее помощью американские военные хотели обнаружить две свои атомные подлодки — USS Thresher и USS Scorpion.
Первая затонула в апреле 1963 года в ходе испытаний после ремонта — погибли 129 человек. Вторая субмарина пошла ко дну в 1968-м с 99 членами экипажа на борту. Американские эксперты предполагали, что Scorpion потопили советские вооруженные силы.
«У [американцев] были напряженные отношения с СССР, поэтому они придумывали операцию прикрытия. Чтобы Советский Союз ни в коем случае не узнал, что они работают по этим подводным лодкам».
Евгений Несмеянов
Сам Баллард, обратил внимание писатель, говорил, что разрешения именно на поиски «Титаника» ему не давали. Основной целью были именно USS Thresher и USS Scorpion.
«Ему <...> сказали, если останется время, можно делать, что хочешь. Он решил поискать «Титаник». И таким образом его нашел», — сказал Несмеянов.
Когда «Арго» выполнил все поставленные задачи, до запланированного возвращения оставалось 12 дней. Место гибели пассажирского лайнера было известно лишь приблизительно. Но Баллард, проведя аналогию с обнаруженными обломками военных подлодок, предположил, что «Титаник» точно так же разломился пополам. И это оказалось правдой.
Кладбище для лайнера
Поднять корабль со дна невозможно, отметил Несмеянов. Известно, что он развалился минимум на две крупных части, а его середина — это тысячи обломков.
«Примерно 10% корпуса у него отсутствует. Корма в очень плохом состоянии, она разрушена имползией (взрыв, направленный внутрь, в противоположность обычному взрыву, направленному вовне — прим. ред.) в процессе погружения. Фактически она представляет собой руины».
Евгений Несмеянов
Оставшуюся носовую часть трогать тоже нельзя. В 2012 году ЮНЕСКО взяла «Титаник» под свою защиту как объект подводного культурного наследия.
«Поэтому никаких работ с самим корпусом производить нельзя, только если с какими-то небольшими вмешательствами», — пояснил писатель.
Несколько лет назад, сказал он, обсуждали подъем с борта лайнера беспроводного телеграфа Marconi. Именно с этого устройства радисты тонувшего «Титаника» подавали сигналы бедствия.
«[Хотели] что-то просверлить в надстройке, но корпус никто не трогает. В начале 2000-х обсуждали возможность снять [с «Титаника»] якорь, но это тоже запрещено судом», — заключил Евгений Несмеянов.
Самые актуальные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».