Киноромантик и его герои: режиссеру «Трех мушкетеров» Георгию Юнгвальд-Хилькевичу исполнилось бы 90 лет
Режиссеру Георгию Юнгвальд-Хилькевичу 22 октября исполнилось бы 90 лет
Детство и юность Георгия Юнгвальд-Хилькевича
Георгий Эмильевич родился в Ташкенте 22 октября 1934 года. Отец будущего режиссера работал директором оперного театра, мама занималась балетом. В Узбекистане родители спасались от репрессий. Дедушка по материнской линии был полковником царской армии. Дед по отцу происходил из шляхетского рода, владел железными дорогами в Польше и был женат на итальянке, родной сестре оперной дивы Лины Кавальери.
Появление на свет наследника родственники называли чудом. За несколько лет до его рождения умер четырехмесячный старший брат Георгия, родители мечтали о ребенке, но безрезультатно. Рождение сына им напророчил сам Вольф Мессинг, предсказание сбылось точно в срок.
Георгий рос активным, любил играть в футбол, гонял на мотоцикле, учился тоже хорошо. В 14 лет он получил серьезную травму ноги, развился остеомиелит. Врачам удалось спасти жизнь мальчика, но его преследовали сильные боли, до обмороков. Медики наложили гипс и прописали строгий постельный режим. Целый год подросток был прикован к постели, все это время читал книги и расписывал на специальном пюпитре ткани для театра. Именно в это время зародилась любовь будущего кинорежиссера к романам Дюма.
Лечение длилось долго, наконец медики разрешили снять гипс, но еще долгое время юноша носил специальный кожаный тутор. Болезнь не прошла бесследно: до конца жизни режиссер ходил с тросточкой.
Образование и начало творческого пути
После школы Георгий окончил сначала архитектурный, а затем театрально-художественный институт, работал художником на студии «Узбекфильм» и руководил Ташкентским мюзик-холлом. После — решил покорить Москву. Поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, а вскоре снял свой первый фильм — «Формула радуги». Зритель картину увидел на сразу: цензура усмотрела в ленте пародию на Никиту Хрущева, несколько лет фильм пролежал на полке.
Самые известные фильмы Юнгвальд-Хилькевича
«Опасные гастроли» и дружба с Высоцким
Успех пришел к режиссеру после премьеры его следующего фильма «Опасные гастроли». В главной роли снялся Владимир Высоцкий.
Историю о том, как артисты варьете перевозили листовки, советское киноначальство восприняло в штыки. Скандал дошел до ЦК. Директору Одесской киностудии грозило исключение из партии, а сам Юнгвальд-Хилькевич оказался на грани отлучения от профессии. Шансов, что картина дойдет до широкого зрителя, было немного. Зато Высоцкого с Юнгвальд-Хилькевичем этот фильм связал крепкой дружбой.
Через полгода на закрытом показе «Опасные гастроли» увидел Анастас Микоян. Он остался в полном восторге от картины и дал ленте зеленый свет. Для режиссера это был настоящий подарок. Фильм посмотрели 37 миллионов зрителей.
В одном из интервью режиссер упомянул, что дружил с Высоцким почти 20 лет. Познакомились они на пробах к фильму «Вертикаль». В разговоре Юнгвальд-Хилькевич признался, что не любит бардовскую песню, на что Высоцкий ответил: он — не бард, а профессионально поющий актер Театра на Таганке.
В стенограмме худсовета по поводу «Опасных гастролей» осталась запись о том, что Высоцкий принимал активное участие в работе над сценарием. Предложил несколько интересных эпизодов и фраз, которые позже вошли в фильм.
«Внимание, цунами!»
В 1969 году режиссер снял приключенческую картину «Внимание, цунами!». Сценарий написал Игорь Старков, роли сыграли Георгий Юматов, Валентин Зубков, Николай Федорцов, Юрий Боголюбов и другие. Действие фильма происходит на дальнем посту экстренного оповещения в Тихом океане. Морская стихия обрушивает на берег цунами страшной силы. Задача поста — первыми обнаружить угрозу и предупредить людей на земле о надвигающейся опасности. В фильме звучит песня Высоцкого «Долго же шел ты в конверте, листок…».
«Д’Артаньян и три мушкетера»
Всесоюзная слава обрушилась на Юнгвальд-Хилькевича сразу после выхода на экраны трехсерийного фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» по роману любимого Александра Дюма. Премьера состоялась под новый 1980 год. Успех был ошеломительный. За приключениями героев следила вся страна.
Когда Георгий Юнгвальд-Хилькевич задумал снять фильм, он уже точно знал, что Людовика XIII будет играть Олег Табаков, Анну Австрийскую — Алиса Фрейндлих, а Портоса — Валентин Смирнитский. Михаил Боярский изначально должен был играть графа Рошфора, он уже репетировал роль, но однажды сильно опоздал. Когда запыхавшийся артист ворвался на площадку, перед режиссером предстала такая эффектная картина, что в Боярском он тут же увидел храброго гасконца и утвердил его на роль Д’Артаньяна. На эту же роль пробовались Владимир Высоцкий и Александр Абдулов.
На роль Атоса отсматривали сначала Юрия Соломина, а потом — Василия Ливанова, его и утвердили, но на съемки актер не приехал. Атоса в итоге сыграл Вениамин Смехов.
Констанцию могли сыграть Евгения Симонова или Наталья Варлей, но по решению вышестоящего начальства режиссеру пришлось взять Ирину Алферову. Роль Миледи должна была исполнять Елена Соловей, но она была в положении и отказалась от съемок. В картине снялась Маргарита Терехова.
На съемки фильма выделили маленький бюджет, часть реквизита пришлось делать из подручных материалов. Режиссер вспоминал, что перед тем, как отснять сцену мерлезонского балета, он всю ночь мастерил алмазные подвески из купленной на рынке бижутерии. А после — спаял из деталей антикварной настольной лампы эфес для шпаги Д’Артаньяна. Украшения на мушкетерских одеждах были сделаны из фольги.
Съемки продлились всего четыре месяца, еще три месяца занял монтаж. Но из-за конфликта режиссера со сценаристом Марком Розовским и автором текстов песен Юрием Ряшенцевым картина год пролежала на полке.
Впоследствии Георгий Юнгвальд-Хилькевич выпустил продолжения ленты: в 1992 году вышли «Мушкетеры двадцать лет спустя», через год — «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя», в 2009-м — «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини».
Всего на счету Юнгвальд-Хилькевича 25 картин, среди самых известных — «Ах, водевиль, водевиль…», «Сезон чудес», «Выше Радуги», «Узник замка Иф», «Искусство жить в Одессе».
Происхождение фамилии Юнгвальд-Хилькевич
Режиссеру не раз приходилось объяснять возникновение труднопроизносимой фамилии. Георгий Эмильевич рассказывал, что «Юнгвальд» — древнее название области в Польше, а «Хилькевич» — родовая фамилия. Сначала она была одинарной, но в начале XVI века, когда дворяне при оформлении своего поместья включали в название фамилию, возникла двойная фамилия Юнгвальд-Хилькевич.
Вопрос о возможном родстве с легендарным режиссером несколько раз задавали популярной российской актрисе Анне Хилькевич. В интервью она вспомнила, что при поступлении в театральный институт говорила, что имеет отношение к режиссеру, и не исключила, что они вполне могут быть дальними родственниками.
Личная жизнь Георгия Юнгвальд-Хилькевича
Первой супругой режиссера стала Светлана Маркова, они познакомились в Ташкенте, позже — вместе работали на Одесской киностудии, куда девушку взяли на должность художника по костюмам. В этом браке у Юнгвальд-Хилькевича родилась дочь Наталья. Она стала журналистом и помогла отцу издать собственную книгу мемуаров.
Брак разрушил роман на стороне, режиссер влюбился в балерину Татьяну Чернову. Она была ассистентом на многих картинах, помогала подбирать актеров и давала советы.
С третьей женой, Надирой Мирзаевой, Юнгвальд-Хилькевич познакомился, когда искал актрису на роль наложницы Гайде для фильма «Узник замка Иф». Яркая 17-летняя красавица покорила сердце 52-летнего режиссера. Юнгвальд-Хилькевич потерял голову и даже не хотел утверждать ее в картину, чтобы больше не встречаться с соблазном. Супруга и ассистент Татьяна Чернова, не подозревавшая о чувствах мужа, настояла, чтобы Надира начала сниматься.
Официально актриса и режиссер поженились в 1995 году, а спустя два года у них родилась дочь Нина, которую Хилькевич в детстве снял в нескольких своих фильмах. Супруги прожили вместе 27 лет.
Книга мемуаров Юнгвальд-Хилькевича «За кадром»
Книгу воспоминаний Георгий Юнгвальд-Хилькевич написал в соавторстве со своей старшей дочерью Натальей. В аннотации говорится, что «За кадром» — это история об известных людях, с которыми довелось работать одному из самых кассовых режиссеров отечественного кинематографа. Он рассказал о съемках картин, завоевавших любовь зрителей, и об актерах, ставших символами отечественного кино.
Именно из этой рукописи читатели узнали, что Алиса Фрейндлих на съемках истории про мушкетеров устроила режиссеру истерику: она не знала, как играть королеву. Ключом к роли стал долгий разбор характера героини и поиск причин, почему Анна Австрийская решилась подарить такую заметную вещь, как подвески.
В книгу вошли многочисленные инциденты, которые происходили с «мушкетерами» на съемочной площадке и за ее пределами. К примеру, Михаил Боярский как-то отказался заменить себя каскадером и сам прыгнул с высоты 15 метров. Причем сделал это дважды. В одном из дублей актер получил опасную травму: кончик шпаги Рошфора — Бориса Клюева — вонзился ему в нёбо. В больнице выяснилось, что рана была очень глубокой: еще пара сантиметров — и острие проникло бы в мозг.
Последние годы жизни Георгия Юнгвальд-Хилькевича
В конце 1990-х Юнгвальд-Хилькевич стал главным режиссером, сценаристом и художником в Театре кошек Юрия Куклачева (еще одного друга режиссера, которого он снял в ленте «Выше радуги»). Георгий Эмильевич готовил и оформлял спектакли, ездил с театром на гастроли. За неделю до своего последнего дня рождения презентовал шоу, приуроченное к 25-летию кошачьего театра. Но в ноябре 2015 года легендарный режиссер умер от острой сердечной недостаточности. Ему был 81 год.
Ранее мы рассказали о легендарном актере и режиссере Михаиле Козакове.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».